МАРИНА ЗУБКОВА
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
на 2017 – 2018 учебный год
воспитателя I квалификационной категории
подготовительной логопедической группы
Зубковой Марины Николаевны
на тему:
«Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность
Публикация «План по самообразованию „Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму.
Одним из немаловажных условий полноценного овладения ребенком навыками письма в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-7 лет не теряет своей актуальности.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией". Развитие функции руки и речи шло параллельно. Она рекомендует стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка руки ребенка к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие, ведь наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, ЗУН, а также словарный запас. А это в свою очередь влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь и успешное обучение в школе.
Цель
Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на развитие мелкой моторики рук детей;
развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности;
совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Задачи
1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
3. Улучшить у детей координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
6. Повысить собственный уровень знаний путём изучения научной и учебно-методической литературы; статей в журналах; изучение методик и технологий педагогов в Интернете;
7. Использование различных методик развития мелкой мороки на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
Этап Содержание работы
I этап.
Информационно-аналитический
Изучение научной и учебно-методической литературы по теме:
- Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. СПб, 2014.
- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики-развиваем речь. СПб, 2013.
- Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва,2014.
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
Изучение статей в журналах:
«Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»;
изучение методик и технологий педагогов в Интернете;
II этап.
Практический
совместная работа с детьми по развитию мелкой моторики;
индивидуальная работа с детьми;
свободная самостоятельная деятельность детей.
Методы и приемы работы (объяснение, показ, беседа, игра) :
- включение пальчиковых игр в НОД, в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей;
- массаж и самомассаж кистей рук;
- пальчиковый театр;
- конструирование: работа с мелким и крупным конструктором;
- рисование с использованием шаблонов и трафаретов, нестандартных техник;
- лепка из пластилина, солёного теста, кинетического песка;
- развивающие игры с пуговицами, прищепками, шнуровками, мелкими предметами;
- игровые упражнения со штриховками, дорисовками, лабиринтами.
III этап.
Представление опыта работы по теме
Картотека пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук, артикуляционных гимнастик и дыхательных упражнений;
Картотека графических диктантов для развития ориентировки в пространстве и на плоскости;
Дидактические игры, шнуровки, пазлы, мозаика, конструкторы различной величины и различных материалов;
Нетрадиционные материалы для художественно-эстетической деятельности и счета;
Тактильные карточки;
«Чудо-сундучок» для развития чувств осязания, мелкой моторики рук;
Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста».