Светлана Ефименко
Отчет по самообразованию «Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников»
Отчет по самообразованию
Тема: "Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр".
Автор: воспитатель
Ефименко Светлана Николаевна
Тема самообразования «Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр» выбрана мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно.
Публикация «Отчет по самообразованию „Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.
Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Дж. Леви, Р. Кайца, Ж. Пиаже, К. Д. Ушинского, Й. Хейзинги и др.
Психологический анализ роли игры в нравственном воспитании и развитии личности дан Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, Д. Б. Элькониным. Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах Н. П. Аникеевой, О. С. Газмана, Т. Е. Конниковой, Д. В. Менджериц-кой, И. И. Фришман, С. А. Шмакова и многих других.
Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.
Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:
• За основу в своей работе я взяла Основную общеобразовательную программу дошкольного образования "От рождения до школы" (Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
• «Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. (Я определила и поставила для себя цели и задачи в игровой деятельности, направленные на формирование нравственных качеств дошкольников).
• «Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л. И. Каплан (Я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей).
• «Воспитание детей в игре» А. К. Бондаренко, А. И. Матусик (Данное пособие помогло мне освоить методику вовлечения детей в игру, помогая им понять нравственные нормы и представления).
• «Ребёнок в детском саду» Т. И. Бабаева (Эта книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования нравственных качеств).
• «Роль игры в воспитании детей» А. П. Усова (Книга помогла мне понять значение игры в нравственном развитии дошкольников).
• «Организация сюжетной игры в детском саду» Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова (Организация самостоятельной игровой деятельности)
• «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н. В. Краснощёкова. (Организация самостоятельной игровой деятельности)
Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным - воспитывать у дошкольников такие нравственные качества : культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение, стремление оказать помощь, через игру.
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью своей работы я сформулировала - формирование у ребёнка положительных межличностных отношений в процессе сюжетно - ролевых игр.
Для реализации данной цели ставилось решение следующих задач:
• изучение психолого - педагогической литературы по данной проблеме;
• создание предметно-игровую среду, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности;
• освоение современных технологий и методов организации игры;
• разработка перспективного планирования и проведения сюжетно - ролевых игр в логопедической группе;
• классифицирование игр для воспитания нравственных качеств и подготовка их обеспечения;
• проведение диагностики по воспитанию нравственных качеств;
• повышение компетентности родителей в вопросе нравственного воспитания детей;
• повышение личной компетентности в данном вопросе.
Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств только при соблюдении ряда условий:
• правильная организация и руководство игрой;
• правильно сформулированная мотивация;
• многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность;
• учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.
При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:
• организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;
• инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;
• общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;
• наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель);
• образные игры-имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;
• чтение стихов, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных (образовательная методика «Добрые сказки»);
• рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях, ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье);
• сюжетно - ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.
Работая по теме, я разработала планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей детского сада и с учётом особенностей детей дошкольного возраста в логопедической группе.
Также я изготовила картотеку сюжетно - ролевых игр. В процессе работы были оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.
В своей работе использовала следующие принципа организации игры в детском коллективе:
• развитие у детей самостоятельность и самоорганизацию;
• формирование умения договориться о теме игры;
• самостоятельное распределение ролей;
• обсуждение основного развития сюжета;
• подготовка игровой обстановки.
В феврале текущего года я разработала конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе «Защитники морских границ нашей Родины – военные моряки!», целью которой являлась - формирование у детей умения комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет. А задачами:
воспитательные:
- воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма;
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к воинам, которое выражается в подражании им в ловкости, быстроте, смелости, стремлении быть похожими на них.
образовательные:
- формировать у детей патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми действиями нашего народа;
- расширить диапазон детских игр;
- учить играть вместе (обсуждать сюжет, придумывать новые роли и игровые действия);
- помочь создать игровую обстановку с учётом темы игры и воображаемой ситуации;
- учить называть свою роль, словесно определять изображаемые события;
- активизировать у детей словарный запас: капитан, корабль, штурман, боцман, радист, радиограмма, маршрут, флот, якорь, иллюминатор, кок.
развивающие:
- развивать у детей творческое мышление, воображение, фантазию;
- развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь;
- развивать силу, ловкость, выносливость, двигательную и коммуникативную способности.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками.
В заключении хочу отметить, что систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через сюжетно - ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.
Оценка осознания детьми нравственных норм
в подготовительной группе 2019 – 2020 учебный год.
Критерий начало учебного года конец учебного года
Высокий 20% 60%
Средний 30% 30%
Низкий 50% 10%
Самым главным показателем результативности моей работы, считаю: когда от детей, без моей подсказки, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает мне знать о том, что маленькие «ростки» нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.
Список использованной литературы
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы". Мозаика-Синтез, 2013 г. под редакцией Н. Е. Веракса.
2. Нравственное воспитание дошкольников в детском саду. - М., 1984. под редакцией В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой.
3. Посеешь привычку – пожнёшь характер. - М., 1980. Л. И. Каплан.
4. Воспитание детей в игре. - М., 1983.- А. К. Бондаренко, А. И. Матусик.
5. Ребёнок в детском саду. - Детство-Пресс, 2010, Т. И. Бабаева.
6. Роль игры в воспитании детей. - М., 2008, А. П. Усова.
7. Организация сюжетной игры в детском саду. - М., 2001,Михайленко Н. Я., Короткова Н. А.
8. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. - М. ,2007 Краснощёкова Н. В.