Папки-передвижки

Отчет по самообразованию «Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников»

Светлана Ефименко
Отчет по самообразованию «Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Отчет по самообразованию

Тема: "Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр".

Автор: воспитатель

Ефименко Светлана Николаевна

Темочки:

Тема самообразования «Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр» выбрана мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно.

Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.

Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Дж. Леви, Р. Кайца, Ж. Пиаже, К. Д. Ушинского, Й. Хейзинги и др.

Психологический анализ роли игры в нравственном воспитании и развитии личности дан Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, Д. Б. Элькониным. Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах Н. П. Аникеевой, О. С. Газмана, Т. Е. Конниковой, Д. В. Менджериц-кой, И. И. Фришман, С. А. Шмакова и многих других.

Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.

Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:

• За основу в своей работе я взяла Основную общеобразовательную программу дошкольного образования "От рождения до школы" (Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.

«Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. (Я определила и поставила для себя цели и задачи в игровой деятельности, направленные на формирование нравственных качеств дошкольников).

«Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л. И. Каплан (Я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей).

«Воспитание детей в игре» А. К. Бондаренко, А. И. Матусик (Данное пособие помогло мне освоить методику вовлечения детей в игру, помогая им понять нравственные нормы и представления).

«Ребёнок в детском саду» Т. И. Бабаева (Эта книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования нравственных качеств).

«Роль игры в воспитании детей» А. П. Усова (Книга помогла мне понять значение игры в нравственном развитии дошкольников).

«Организация сюжетной игры в детском саду» Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова (Организация самостоятельной игровой деятельности)

«Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н. В. Краснощёкова. (Организация самостоятельной игровой деятельности)

Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным - воспитывать у дошкольников такие нравственные качества : культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение, стремление оказать помощь, через игру.

В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью своей работы я сформулировала - формирование у ребёнка положительных межличностных отношений в процессе сюжетно - ролевых игр.

Для реализации данной цели ставилось решение следующих задач:

• изучение психолого - педагогической литературы по данной проблеме;

• создание предметно-игровую среду, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности;

• освоение современных технологий и методов организации игры;

• разработка перспективного планирования и проведения сюжетно - ролевых игр в логопедической группе;

• классифицирование игр для воспитания нравственных качеств и подготовка их обеспечения;

• проведение диагностики по воспитанию нравственных качеств;

• повышение компетентности родителей в вопросе нравственного воспитания детей;

• повышение личной компетентности в данном вопросе.

Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств только при соблюдении ряда условий:

• правильная организация и руководство игрой;

• правильно сформулированная мотивация;

• многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность;

• учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.

При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:

• организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;

• инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;

• общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;

• наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель);

• образные игры-имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;

• чтение стихов, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных (образовательная методика «Добрые сказки»);

• рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях, ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье);

• сюжетно - ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.

Работая по теме, я разработала планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей детского сада и с учётом особенностей детей дошкольного возраста в логопедической группе.

Также я изготовила картотеку сюжетно - ролевых игр. В процессе работы были оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.

В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.

В своей работе использовала следующие принципа организации игры в детском коллективе:

• развитие у детей самостоятельность и самоорганизацию;

формирование умения договориться о теме игры;

самостоятельное распределение ролей;

• обсуждение основного развития сюжета;

• подготовка игровой обстановки.

В феврале текущего года я разработала конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе «Защитники морских границ нашей Родины – военные моряки!», целью которой являлась - формирование у детей умения комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет. А задачами:

воспитательные:

- воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма;

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к воинам, которое выражается в подражании им в ловкости, быстроте, смелости, стремлении быть похожими на них.

образовательные:

- формировать у детей патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми действиями нашего народа;

- расширить диапазон детских игр;

- учить играть вместе (обсуждать сюжет, придумывать новые роли и игровые действия);

- помочь создать игровую обстановку с учётом темы игры и воображаемой ситуации;

- учить называть свою роль, словесно определять изображаемые события;

- активизировать у детей словарный запас: капитан, корабль, штурман, боцман, радист, радиограмма, маршрут, флот, якорь, иллюминатор, кок.

развивающие:

- развивать у детей творческое мышление, воображение, фантазию;

- развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь;

- развивать силу, ловкость, выносливость, двигательную и коммуникативную способности.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками.

В заключении хочу отметить, что систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через сюжетно - ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.

Оценка осознания детьми нравственных норм

в подготовительной группе 2019 – 2020 учебный год.

Критерий начало учебного года конец учебного года

Высокий 20% 60%

Средний 30% 30%

Низкий 50% 10%

Самым главным показателем результативности моей работы, считаю: когда от детей, без моей подсказки, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает мне знать о том, что маленькие «ростки» нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.

Список использованной литературы

1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы". Мозаика-Синтез, 2013 г. под редакцией Н. Е. Веракса.

2. Нравственное воспитание дошкольников в детском саду. - М., 1984. под редакцией В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой.

3. Посеешь привычку – пожнёшь характер. - М., 1980. Л. И. Каплан.

4. Воспитание детей в игре. - М., 1983.- А. К. Бондаренко, А. И. Матусик.

5. Ребёнок в детском саду. - Детство-Пресс, 2010, Т. И. Бабаева.

6. Роль игры в воспитании детей. - М., 2008, А. П. Усова.

7. Организация сюжетной игры в детском саду. - М., 2001,Михайленко Н. Я., Короткова Н. А.

8. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. - М. ,2007 Краснощёкова Н. В.

Публикации по теме:

«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников Очень часто на занятиях мы используем такие приемы как «Срочно нужна ваша помощь…», «Зайка попал в беду…», «Помогите что-то сделать…»,.

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 3 .

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию «Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников»
Опубликовано: 14 декабря 2020 в 22:40
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчет по самообразованию «Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ефименко (УИ 222734) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД