Ирина Рябова
Отчет по плану самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по плану самообразования
В 2019 - 2020 году, работала над темой «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности», которая продолжает быть актуальна в наши дни.
Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Публикация «Отчет по плану самообразования „Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Определила цель по теме самообразования : повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и создания условий для развития и совершенствования мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности, для овладения новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей.
Изучила методическую литературу по данному вопросу.
Создала условия для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, используя современные направления.
Совершенствовала предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Подготовила материал и картотеку пальчиковых игр.
Изготовила дидактические игры: «Забавные прищепки», «Собери бусы», «Разложи по цвету», «Палочки в отверстие», «Подбери по цвету», «Зонтик», «Найди полянку цветку», «Кораблики», «Большой и маленький», «Собери цветок». Театрализованную игру «Двор», пальчиковые игры, физкультминутки, которые использовала в работе по развитию мелкой моторики в течении года.
В совместной и индивидуальной работе осуществлялась тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышался, если упражнения сопровождалось чтением стихов, потешек.
Во время совместной и самостоятельной деятельности детей использовала пальчиковый театр, который изготовила своими руками.
На протяжении всего учебного года в работе с детьми использовала нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошками, рисование на крупе; приемы лепки из пластилина: отщипывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание. Игры с кубиками, конструкторами; шнуровку, пазлы, мозаику.
Очень важной частью моей работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз», «вверх» и т. д. Дети с удовольствием принимали участие в «играх - потешках» : «Ладушки, ладушки», «Идет коза рогатая», «Сидит белка на тележке», «Сорока - сорока» и т. д.
Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами, которые использовала в работе. Такие как: игры с пуговицами; игры – шнуровка; игры с прищепками; игры с сыпучими материалами.
Игры на манке служат прекрасным средством для развития ребенка.
Игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления.
Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. У детей повышается любознательность, расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.
Работа по развитию мелкой моторики проводилась регулярно, поэтому был достигнут наибольший эффект. Дети проявляли интерес к различным видам деятельности. У детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы, карандаш, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию.
Провела работу с родителями:
- анкетирование «Развитие мелкой моторики дошкольников»;
- индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через использование разнообразных приемов;
- подготовила памятку ««Развитие мелкой моторики у детей от 1,5 до 3 лет»;
- консультации для родителей на тему: «Что такое мелкая моторика»;
«Игры и упражнения для развития мелкой моторики»; «Пальчиковая гимнастика для развития речи детей».
Вместе с родителями подготовили и провели проект «Умелые пальчики».
В дальнейшем буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики у детей, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.