Анна Гладкова
Отчет об использовании современных здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет об использовании современных здоровьесберегающих технологий воспитателя Гладковой Анны Сергеевны
Сегодня уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи современного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников СРЦН, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.
Публикация «Отчет об использовании современных здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Применение на практике здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Согласно современным представлениям, целью воспитания в нашем учреждении, является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.
Задачами здоровьесберегающих технологий являются :
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для реабилитационного центра средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, походах. Важно также постоянно стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением.
Одной из главных задач нашего центра является – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Воспитание уважительного отношения к здоровью мы начинаем с раннего детства. Воспитатель должен использовать такие психолого-педагогические технологии, которые позволяют работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. (И, в первую очередь, образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей.)
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.
Понятие “здоровьесберегающие технологии” как раз и интегрирует все направления работы учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей разного возраста. Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, воспитать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.
Начинаем работу с того что обследуются дети специалистами и распределяются по группам здоровья. Нарушения двигательной активности, координации движений выявляем в беседах с родителями и непосредственно на занятиях.
В своей работе я стараюсь в каждый вид деятельности включать упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей, дозировку, темп подбираю в зависимости от настроения детей, индивидуальных особенностей.
В своей практической деятельности я использую следующие здоровьесберегающие технологии :
1. Технология сохранения и стимулирования здоровья (медико-профилактические технологии, технологии обеспечения эмоционально-психологического здоровья - релаксация, тренинги на разгрузку эмоционального напряжения, динамические паузы, минутки-шалости на занятиях, физкультурно-оздоровительные - разнообразные игры - подвижные, музыкальные, малоподвижные, технологии эстетической направленности – ритмопластика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика пробуждения) .
Подвижные игры проводятся ежедневно, как на физкультурном, музыкальном занятиях, так и на прогулке. В процессе проведения занятий, по мере утомляемости детей, включаю динамические паузы, используя минутки – шалости, гимнастику для глаз, дыхательную и пальчиковую гимнастику. Совместно с психологом проводим тренинги на разгрузку эмоционального напряжения, релаксации, используя спокойную классическую музыку (П. Чайковский, С. Рахманинов, «Звуки природы», методические разработки Е. Матвиенко).
Осуществляю профилактику простудных заболеваний; провожу гимнастику пробуждения (динамическую, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами, массаж для профилактики плоскостопия и нарушения осанки; провожу зарядку, оздоровительные процедуры (игры с водой, «тропа здоровья» и т. д., игровые физкультурные занятия и упражнения на свежем воздухе в разные периоды года.
2. Технология обучения здоровому образу жизни (игротренинги, коммуникативные игры, технология валеологического просвещения - беседы, интегрированные занятия о здоровом образе жизни, технология обучения здоровому образу жизни - самомассаж, точечный самомассаж).
В технологии здоровьесберегающего обучения, решаю следующие задачи:
обучить детей простейшим нормам и способам поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья, сформировать положительное отношение к собственному здоровью, здоровому образу жизни, закреплять полученные навыки, способствующие усвоению основ здорового образа жизни в группе, семье.
С этой целью мною разработ и реализуется кружок «Калейдоскоп здоровья» о здоровом образе жизни.
В работе по привитию основ здорового образа жизни и физического развития использую не только традиционные формы и методы, но и изготовленное нетрадиционное физкультурное оборудование совместно с родителями и детьми («дорожки здоровья» для массажа стоп, рук, игры и атрибуты для дыхательной гимнастики и др.) В нашем учреждении проводятся спортивные мероприятия направленные на укрепление здоровья не тольо воспитанников, но и их родителей.
Таким образом, у наших воспитанников формируется осмысленное отношение к здоровью, как важной жизненной ценности.
3. Коррекционные технологии (использую в совместной работе с психологом элементы арттерапии, технологию музыкального воздействия, технологию воздействия цветом, сказкотерапию, технологию коррекции поведения, психогимнастику) .
4. В работе с родителями основным направлением является консультативно – информационная работа : по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников; открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий; активное участие родителей в физкультурно – оздоровительной работе СРЦН; проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.
Все эти технологии направлены на воспитание физически и психологически здоровых детей.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии в нашем реабилитационном центре – технологии, направленные на решение приоритетной задачи сохранения, поддержания здоровья субъектов педагогического процесса в СРЦН: детей, педагогов и родителей.