Наталья Степаненко
Отчет старшего воспитателя о применении современных образовательных технологий в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.
Публикация «Отчет старшего воспитателя о применении современных образовательных технологий в образовательном процессе» размещена в разделах
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы. Исходя из профессиональных потребностей педагогов, а также имеющихся в детском саду условий, в своей практической деятельности я, как старший воспитатель, использую как традиционные методы и формы методической работы (тематические выставки, смотры – конкурсы, семинары-практикумы, открытые показы и т. д) так и современные педагогические технологи :
психолого – педагогические технологии (интерактивные, коммуникативные и игровые технологии, технология проектной деятельности, технология «Портфолио педагога»);
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
1.1.1. Я, как старший воспитатель, в своей педагогической практике использую интерактивные, коммуникативные и игровые технологии при проведении различных форм методической работы, таких как: «Круглый стол», «Проблемный семинар-практикум» (по заданной тематике, «Деловая игра с педагогами». Такие технологии помогают поддерживать атмосферу сотрудничества, развивают способность взаимодействовать и постоянно находится в режиме беседы, диалога. Следовательно, такое взаимодействие – это прежде всего диалоговое общение, позволяющее проводить обсуждение в свободной и коллегиальной обстановке.
Практика показывает, что внедрение новых форм методического и психологического сопровождения педагогов позволяет повысить качество образования и мастерство наших педагогов. Для педагогов нашего детского сада я проводила деловые игры по следующим темам: «Игра – ведущий вид деятельности ребенка» (2012 г, «Словесная мозаика» (2014 г, «Ребенок и его здоровье» (2015 год) и др. Так же мною проведены семинары: «Народное творчество – источник вдохновения» (2012 г); «Коммуникативные игры для дошкольников» (2014 г) и др. В апреле 2013 года я была руководителем и ведущей педагогической площадки, проводимой в рамках III районного форума педагогических работников по теме: «Кубань- казачий край!»
Одной из инновационных образовательных технологий является технология проектной деятельности. Педагоги, активно использующие ее в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка. Воспитателями, в тесном сотрудничестве с родителями и под моим руководством, разработаны и реализованы проекты:
«Уголок Кубани на подоконнике» - средняя группа, воспитатель М. С. Яковенко;
«Семья – это важно! Семья – это счастье!» - первая младшая группа, воспитатель Алексеева Е. П;
«Каша – пища наша» - подготовительная группа, воспитатель Н. В. Гривенная;
«А у нас во дворе» - вторая группа раннего возраста, воспитатели Л. Н. Багатдин и С. А. Гуляева и многие другие.
В 2015 году мною был разработан и реализован в нашем учреждении проект : «70-летию нашей Победы посвящается.». В рамках проекта проводились акции «Сирень – 45 года» и «Полотно памяти», которые никого не оставили равнодушными. Родители всех возрастных групп приносили саженцы сирени для высадки на «Аллее Славы». А с какой гордостью ребята приносили лоскутки с вышитыми инициалами своих родственников, погибших в годы войны. Каждому хотелось, чтобы имя близкого для семьи человека, было вписано в «Полотно памяти». Этот проект я защитила в рамках итоговой аттестации на курсах повышения квалификации в государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Ейский педагогический колледж» в сентябре 2015 года. За участие с этим проектом в Международном интернет-конкурсе я получила диплом Победителя.
Современное образование нуждается в новом типе педагога: творчески думающем, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат. Я, как старший воспитатель, считаю, что каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога. Поэтому технология «Портфолио педагога», внедряется в нашем дошкольном учреждении. Для создания комплексного портфолио мы ввели следующие разделы:
1. «Общие сведения о педагоге»
2. «Результаты педагогической деятельности»
3. «Научно-методическая деятельность»
4. «Предметно-развивающая среда»
5. «Работа с родителями»
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной, и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
1.1.2. На протяжении всей педагогической деятельности в своей работе регулярно использую информационно-коммуникационные технологии.
Компьютер позволяет мне не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. С его помощью подбираю иллюстративный материал к консультациям и для оформления стендов, создаю презентации в программе Рower Рoint для повышения эффективности и педагогической компетенции у воспитателей и специалистов.
Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, стараюсь не просто использовать современные технологии, но использовать их эффективно. Каждый день нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационных технологий. Я, старший воспитатель, являюсь участником современных интерактивных проектов, что позволяет мне успешно осуществлять методическую деятельность, давая педагогам необходимые знания и развивая их информационно-коммуникационные компетенции. Свои достижения в области информационных технологий демонстрирую при проведении открытых мероприятий, выступлений, мастер - классов, на семинарах, методических объединениях, на педагогических Советах, конференциях различного уровня. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет мне участвовать в конкурсах профессионального мастерства. Являюсь Лауреатом III Всероссийского творческого конкурса «Талантоха» за методическую разработку «Сценарий конкурса чтецов к 23 февраля» (2013 г, Лауреатом V Всероссийского творческого конкурса «Талантоха» за методическую разработку «Спортивное развлечение для дошкольников» (2014 г). Имею Сертификат участника № 006897 международного интернет конкурса «Любуясь красотой природы» за методическую разработку «Создание экологической тропы в детском саду» (2013 г). За участие с проектом «70-летию нашей Победы посвящается…» в Международном интернет-конкурсе в 2015 году я получила диплом Победителя. Применение на практике информационных технологий позволяет обобщать передовой педагогический опыт, размещая конспекты мероприятий, методических разработок на страницах Интернет-сообществ. Имею Свидетельство о предоставлении педагогического опыта № 000481 от 22.11. 2014 г на Международном заочном методическом семинаре по теме: «Актуальные вопросы гражданско-патриотического воспитания в современном образовательном учреждении» за представленный собственный педагогический опыт «Отчет о проведении месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы в МБДОУ ЦРР-детский сад №5 ст. Старощербиновская».
Я являюсь активным участником в работе сайта ДОУ и других образовательных сайтов. Мои разработанные материалы размещены на страницах: www.moi-mummi.ru, https://www.maam.ru/, на сайте «doshkolnik.ru».
Таким образом, использование ИКТ при непосредственном моём участии является системным и способствует повышению качества образовательного процесса.
1.1.3. Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ применительно ко взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей и валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ : медико-профuлактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия; технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов; валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медико-профилактические технологии в нашем детском саду реализуются через организацию ежегодных медицинских осмотров сотрудников учреждения узкими специалистами поликлиники. Для обеспечения эмоционального благополучия педагогов при комплектовании групп учитываются их личные пожелания при выборе напарников.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов реализуется через разнообразные формы методической работы, которые направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья. В 2012 году я подготовила и провела семинар-тренинг «Психологическое здоровье педагога»; консультации для воспитателей «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками». В 2014 году - мастер-класс для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня», практикум «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ», консультацию «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей». В 2015 году для педагогов провела деловую игру по теме: «Ребенок и его здоровье» и др. Ежегодно вопросы здоровьесбережения обсуждаются на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста.
Воспитатели и специалисты дошкольного учреждения взаимодействует с семьями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. Информационные стенды для родителей имеются в каждой возрастной группе. В них размещены рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры, а так же информация медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ. Мы активно приобщаем родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях детского сада (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья). Проводим индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Летом 2015 года в детском саду был реализован проект «Папа, мама, я – здоровая семья!». В рамках его проведения проводились различные мероприятия: - семинары, практикумы, консультации на темы: «Сохранение и укрепление физического здоровья детей», «Роль утренней гимнастики», «Зимние игры и развлечения», «Спорт и дети», «Формирование правильной осанки», «Профилактика плоскостопия» и другие, способствуют активному участию родителей в их проведении. На этих мероприятиях родители сначала сами, а потом непосредственно с ребенком пробуют выполнить те или иные упражнения. Одним из таких являлось «На зарядку вместе с мамой!». В этот день и родители и дети получили заряд бодрости и хорошего настроения.
Благодаря участию родителей в педагогическом процессе, у детей сформировалось чувство гордости за своих близких, повысилась самооценка. Родители, участвуя в различных видах совместной деятельности, воссоздавая положительные традиции воспитания детей, приобрели опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогами.
Работа, проводимая мною в детском саду, с применением новых педагогических технологий помогает воспитателям овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению актуальных задач ДОУ, совершенствовать его педагогическое мастерство, обеспечивающее профессиональный рост.