Валентина Волкова
Отчет о реализации проекта «Связь поколений»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет
о реализации проекта «Связь поколений»
воспитателя Волковой В. А.
Тема нравственного воспитания несовершеннолетних, проходящих реабилитацию в учреждении, приобретает особую актуальность. Социальное проектирование, как метод нравственного воспитания, имеет большой потенциал для адаптации несовершеннолетних в обществе, т. к. позволяет подрастающему поколению сформировать активную жизненную позицию, проявить социальную активность и почувствовать личную значимость в общественно важном деле.
Публикация «Отчет о реализации проекта „Связь поколений“» размещена в разделах
В современном мире постепенно растет доля людей пожилого возраста в составе населения, подобные тенденции характерны и для нашей страны. В этих условиях социальная забота о престарелых людях является особенно актуальной. Проект «Связь поколений» призван сплотить добровольцев из числа воспитанников Новороссийского СРЦН для оказания помощи нуждающимся во внимании и заботе пожилым людям. Нравственное воспитание – это основной стержень общей системы всестороннего развития личности; целенаправленный процесс приобщения молодого поколения к моральным ценностям человечества и конкретного общества; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
Проект «Связь поколений» направлен на развитие нравственных основ личности воспитанников, формирование умения оказывать поддержку и проявлять заботу о старшем поколении.
Проект направлен на осознание несовершеннолетними важности заботы о старшем поколении. Основная идея проекта – предоставить воспитанникам возможность проявить лучшие нравственные чувства - уважение, доброту и заботу о старшем поколении, одиноких пожилых людях и инвалидах, проживающих в учреждении социального обслуживания. Нравственность, сотрудничество, мобильность, конструктивность, ответственность – это именно те личностные качества, которые формируются в результате выездных мероприятий и сценической творческой деятельности и актерского мастерства. Воспитанники совместно с педагогами дополнительного образования, воспитателями подготовят концертные номера для выступлений в Доме престарелых г. Новороссийска. Несовершеннолетние впервые смогут надеть сценический костюм, подготовленный специально к танцевальному номеру. С непосредственным участием педагоговвоспитанники выступят на своих первых концертах. Этот положительный личностный опыт будет способствовать эффективной социальной адаптации в обществе.
Цель проекта :
Формирование межпоколенческих связей пожилых людей и воспитанников СРЦН, направленное на организацию взаимодействия и общения.
Задачи проекта :
1. Воспитывать у несовершеннолетних уважение к одиноким престарелым гражданам и инвалидам.
2. Вовлечение подрастающего поколения в дела, направленные на заботу и помощь старшему поколению.
3. Формирование мотивации оказывать помощь и поддержку.
4. Сформировать группу из числа воспитанников для участия в проекте.
5. Подготовить концертные номера.
6. Изготовить открытки и символические подарки для престарелых граждан и инвалидов к российским и международным праздникам.
7. Организовать встречи с одинокими пожилыми людьми и инвалидами (выездные мероприятия).
8. Проводить мониторинг результатов проекта.
Целевая группа проекта : воспитанники от 7 до 18 лет.
Сроки осуществления проекта : Начало проекта - сентябрь 2019 года, окончание - март 2020 г.
Формы и методы реализации проекта :
-изобразительная деятельность;
-слушание музыки и разучивание песен;
-беседы,
-подготовка и проведение концертной программы;
-изготовление сувениров, открыток для пожилых граждан и инвалидов;
-педагогическое наблюдение.
Материально - техническое обеспечение: мультимедийная техника (проектор, колонки, фотоаппарат, аудиозаписи для номеров, атрибуты для художественного образа и материал для создания сценических костюмов, канцелярские принадлежности для создания сувениров и праздничных поздравительных открыток.
Организация проведение занятий, численный состав: занятия по подготовке концертной программы проводятся в группах, индивидуально (разновозрастные) от 5 до 10 человек. Максимальная нагрузка в неделю: 2 раза в неделю. Продолжительность занятия - 1 час (академический - 40 мин; астрономический - 60 мин.
Реализация проекта включала три этапа : подготовительный (сентябрь 2019г., основной (2019г. -2020г, заключительный (2020г.).
На этапе подготовки педагогами и несовершеннолетними осуществлялась организация и проведение подготовительных работ для реализации проекта.
Так, были сформированы группы воспитанников-добровольцев для участия в проекте, проинструктированы о технике безопасности, проанализирована литература и проведены беседы с воспитанниками об возрастных особенностях граждан старшего возраста (беседа «Люди Заката. Легко ли быть старым», беседа «Бабушка рядышком с дедушкой», анкетирование. «Какой я вижу старость?») и специфики общения с людьми, имеющими ограничения в здоровье (была приглашена психолог учреждения, был составлен план мероприятий с указанием дат, продумана методическая база (разработаны конспекты занятий, в том числе, выездных, презентаций, согласование с администрацией учреждения, просмотр и обсуждение видеоролика «Ник Вуйчич. Жизнь без границ», осуществлялась подготовка к концерту ко Дню Матери, подготовка сценария к Международному Женскому дню, подготовка сценария концертной программы ко Дню Инвалида, подготовка к концертному мероприятию посвященному Дню Победы, подготовка и репетиционные занятия в учреждении для проведения концертов в ДИПИ г. Новороссийска.
На данном этапе воспитанники проявили активность в участии проекта, желающих оказалось больше, чем было возможно. Поэтому в проект были включены все желающие с условием, если кто-то из основного состава по объективным причинам не сможет принять участие. Воспитанники с удовольствием задавали вопросы в ходе бесед, усердно репетировали свои роли, танцы, стихи. Старались проявить свой творческий потенциал при изготовлении поздравительных открыток. Бережно относились в своим сценическим костюмам, волновались.
Основной этап проекта представлял собой организацию и непосредственное проведение выездных концертных мероприятий. А именно: осуществление выездного мероприятия «Концерт ко дню пожилого человека», изготовление поздравительных открыток и сувениров, осуществление выездного мероприятия. Концерт «Мои года – мое богатство», концертная программа «Дарите Доброту», акция «День героев России». Изготовление буклетов, концертное мероприятие «С 8 марта», изготовление открыток к 8 марта в технике квиллинг, выездное мероприятие «Этот праздник со слезами на глазах».
Во время основного этапа реализации проекта воспитанники продемонстрировали высокую самоорганизацию, поведение было удовлетворительное. Дети помнили об информации, изложенной в инструктажах, и применяли ее в процессе выездных мероприятий (правила дорожного движения, правила поведения в автотранспорте, правила поведения в общественных местах и пр.). Так же следует отметить, что воспитанники продемонстрировали свою воспитанность, были уважительны и доброжелательны. Некоторые дети с интересом беседовали с пожилыми людьми, их беседы были приятны и гражданам пожилого возраста. В ходе выступления дети соблюдали последовательность номеров (сценарий, переживали за выступления сверстников. Несовершеннолетние с удовольствием вручали подарки, сделанные своими руками. Стеснения при этом не наблюдалось, наблюдалась забота и уважение к старшему поколению. Дети проявляли понимание к пожилым со слабым слухом и инвалидам-колясочникам, терпение к непривычно медлительным движениям пожилых. Таким образом, состоялся и личный контакт двух поколений.
Заключительным этапом было поведение итогов, обмен впечатлениями и пожелания воспитанников, анализ результатов по реализации проекта, в том числе, обратная связь от пожилых граждан и администрации дома престарелых. Определение дальнейших перспектив.
Подводя итоги по проекту, следует отметить, что досуг престарелых, одиноко проживающих граждан Новороссийского ДИПИ стал более разнообразным, насыщенным, интересным. У несовершеннолетних участников проекта укрепилась система общепринятых нравственных ценностей, воспитались такие чувства, как милосердие, забота, терпимость, уважение к престарелым людям. Воспитанники учреждения приобрели опыт волонтерской деятельности, у них появилось представление о способах помощи нуждающимся, и, возможно, в будущем сформируется желание оказывать посильную помощь, проявляя свою активную социальную и жизненную позицию. Можно сделать вывод о том, что проект реализован успешно. Планируется дальнейшая работа в данном направлении.