МААМ-картинки

Отчет о реализации проекта «Азы финансовой грамотности или сказки умного Совенка»

людмила дементьева
Отчет о реализации проекта «Азы финансовой грамотности или сказки умного Совенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Когда дети богаче родителей. Наша задача сделать так, чтобы наши дети, когда выросли, были богаче, чем мы. Э Матвеев

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.

Публикация «Отчет о реализации проекта „Азы финансовой грамотности или сказки умного Совенка“» размещена в разделах

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Нами был разработан и реализован проект «Азы финансовой грамотности или сказки умного Совенка», с использованием технологии Э. В. Матвеева «Дима и Совенок». Содержание проекта, в соответствии со стандартом дошкольного образования, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает направления развития и образования детей: социально- коммуникативное развитие; познавательное речевое и художественно-эстетическое развитие.

Цель проекта. Формирование финансовой культуры и представлений об элементах экономики азов финансовой грамотности у старших дошкольников.

Задачи проекта.

• Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

• Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

Совершенствовать коммуникативные качества детей;

• Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.

• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

• Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.

• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

• Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.

Использовали различные формы работы над проектом :

• Словесные (беседы, обсуждение, дискуссии, чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций).

• Наглядные (просмотр презентаций, мультфильмов, рассматривание картин, предметов, экскурсии).

• Игровые (игровые ситуации, сюжетно-ролевые, дидактические игры)

• Практические (продуктивная деятельность, исследование).

Этапы проекта :

1этап – Организационный включающий изучение литературы, анкетирование родителей;информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту,создание развивающей среды по теме проекта

2 этап – Практический -реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми: чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры,, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, художественное творчество, продуктивная деятельность, решение проблемных ситуаций.

3 этап – Заключительный -подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика».

Проект разработан на основе технологии Матвева «Дима и Совенок», которая привлекла и заинтересовала нас своей особенностью:

это Цельный сказочный сюжет.

1. Логические цепочки между темами (каждая вытекает из предыдущей).

2. Актуальность и практичность.

3. Интерактивность (работа с книгой, выполнение заданий, решение задач в интерактивной игре)

Автор Эдуард Вениаминович Матвеев генеральный директор инвестиционной компании «Кастом Кэпитал». Стаж финансиста более 18 лет.

Автор книг

«Дима и Совёнок»(2014г.) 5-7 лет

«Лесная биржа» (2011г.) – поучительная сказка о финансах 9 до 11 лет.

«Лесная биржа-2. Атака воронов» (2018г., издание для подросткови взрослых.

Идея писать книги о финансах для детей возникла у автора не спонтанно. Как он сам утверждает: «Мне хотелось написать простым языком о важных вещах. Рассказать своим детям, что такое деньги? Ответить на их вопрос: «Папа, чем ты занимаешься на работе». Появилась сказка о финансах под названием «Дима и Совёнок.

«Дима и Совёнок» (2014) - Книга рассчитана на детей от 5 лет. Это сказка, которая понятно и ненавязчиво рассказывает ребенку об основах финансовой грамотности. Волшебный сюжет и игровые задания помогут маленькому читателю легко приобрести необходимые знания.

Перед выпуском отдельные темы книги согласовывались с соответствующими специалистами центральным банком, рекламными агентствами, благотворительным фондом («Русфонд», «Сбербанком», Обществом Защиты Прав Потребителей.

Реализация проекта основывалась на изучении следующих тем. Каждая тема посвящена новой финансовой теме в жизни главного героя - Димы и Совенка из волшебного леса, сопереживая главным героям помогали решить задачи, разобраться в возникающих ситуациях, приобретая новые знания, формировалась финансовая грамотность

Все темы были связаны сквозным сюжетом говорящий Совенок,волшебного леса, а еще конечно папа и мама помогали Диме и нашим детям научиться

распоряжаться деньгами, правильно их тратить и сберегать, не поддаваться на обман и избегать опасностей, отстаивать свои права и даже защищать общечеловеческие ценности.

Своеобразностью и привлекательностью использования технологии Э. Матвеева в реализации проекта являются приемы для формирования финансовой культуры детей Простыми для понимания детей и эффективными в формировании финансовых азов были такие :

Чтоб дети знали цену деньгам учили понимать, что помимо желаний есть необходимые вещи на которые семья обязана тратить деньги, чтоб где-то жить, что-то есть, добираться до работы, детского сада, формировали понятие семейного бюджета, представляли что семейный кошелек — это автобус. Люди в него заходят — это доходы и выходят — это расходы. Автобус едет и останавливается на двух остановках. Первая и главная называется «Нужно. Без чего не обойтись». А вот следующая остановка называется «Хочется. То, без чего можно обойтись». и если на остановке «Нужно» из автобуса, то есть из кошелька выходили все пассажиры, то на остановке «Хочется» где детей ждали игрушки, сладости, билеты в кино, игровая приставка и многое другое выходить было некому.

Но что делать, когда пассажиров в автобусе мало и на остановке «Хочется» почти никто не выходит? Так подводили детей к знакомству с банками и кредитами. «Люди из чужого автобуса» -когда денег вдруг не хватает, в этот кошелёк заходят люди из другого автобуса - банка. "

Делали вывод: легко взять деньги в банке взаймы, отдать — непросто. рассуждали на что можно взять кредит, а на что не надо.

13Объясняли принцип работы Банковской пластиковой карты.

В Волшебном лесу, из которого прилетел друг Димы - отважный Совёнок, вместо пластиковых карт жители использовали Банковские шишки

Белка искусно выгрызала на них замысловатый узор, по которому работники в банке уже определяли - подходит ли этот узор (аналог пин-кода) к ячейке клиента или нет. И если подходил выдавали золотые жёлуди

Как известно, у банка можно не только брать деньги в долг, но и давать ему их на хранение. О вкладах знакомили так; Дима, купил молоко, а у него заканчивался срок годности и скоро оно испортилось. Вот и деньги со временем начинают немножко «портиться», они становятся дешевле. Товары и услуги потихоньку становятся дороже. Получается, что товар уже не купишь за прежнюю цену, он подорожал. Значит, денег должно стать больше.

— Это как? — удивился Дима. — Фокусник их своей шляпой накроет, и их прибавится?

— Ну, не фокусник, — сказал Совенок. — Но банк — это как будто шляпа фокусника. Накрыл ею деньги, потом через год открыл, а денег стало чуть-чуть больше.

Когда знакомили с рекламой начинали с того, что Дима в гостях у Совенка видит массу замечательных объявлений: «Бобер и компания. Самая чистая водопроводная вода», «Всем всё расскажу. Ваша Сорока», «Уютное дупло каждой семье! Ремонтные работы Дятла».

Выяснили, какой бывает реклама, что она не только информирует, но и напоминает и уговаривает. И не всегда нужно вестись на ее уговоры.

Что товары в магазине разложены так, чтобы тебе обязательно захотелось их купить — из-за низкой цены, красивой коробки, специального предложения. Это целая наука — заставить покупателя взять то, что ему не нужно.

В реализации проекта использовали практические задания: придумать уговаривающую рекламу, нарисовать доходы семьи, проверить насколько оптимальный набор продуктов в холодильнике, узнать, что застраховано в моей семье, Дети приобретали первичный финансовый опыт, учились устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

В реализации проекта возникали ситуации социальной направленности, которые учили детей о дружбе, честности, справедливости, о том, что нужно слушаться взрослых, уметь признавать ошибки, держать слово и просить прощения.

В ходе реализации проекта использовали интерактивную игру «Тайна золотых желудей» разработанная Э. Матвеевым,. В процессе игры дети попробовали обмениваться без денег; выбрать страховки для дома, машины, и многого другого; узнали на деле, что такое кредит и депозит и сами произвели оплату через онлайн-банк; делали рекламу; побыли предпринимателями и многое многое другое. Дети получили реальный опыт, который могли использовать в реальной жизни.

Воспитание финансовой культуры ребенка невозможно без участия семьи.

В работе с родителями выделили следующие направления:

1 Информирование «Что делали? как делали?»

2. Познавательно-досуговый блок: семейные проекты,конкурсы

театральные постановки, выставки (сказки, монеты и др)

совместные мероприятия

3. Аналитика тестирование анкетирование анализ идей и запросов

4 Личный пример, донесение информации из жизни

Наиболее оптимальными по сотрудничеству с семьей по финансовой грамотности считаем такие формы взаимодействия:

совместные выставки и конкурсы:

организовывали выставки рисунков «Деньги будущего», «Моя будущая профессия» «Рекламная компания» «Наш семейный кошелек», конкурсы: Ярмарка поделок,провели акцию «Вторая жизнь бросового материала», конкурс поделок «Копилочка»

Использовали практические домашние задания, просили родителей рассказать детям как складывается бюджет семьи, приоритетность расходов в семье, как экономить ресурсы: воду, электричество, как делать оптимальные покупки, составляли бюджет семьи,

Предлагали организовать с детьми познавательные маршруты: «Поход в магазин», посетить с ребенком магазин обратить внимание на правила поведения в магазине, расположение товара, на ценники товара; совершить «Первую покупку для себя и семьи); показать ребенку работу банкомата, объяснить, откуда берутся деньги на карточке- познавательный маршрут «Банкомат»

Организовывали Деловые игры и совместные встречи «Финансовая азбука», «Экономический Цветик -семицветик».

Реализация проекта позволила детям открыть новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. Дети освоили новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Процесс изучения основ финансовой грамотности обеспечил тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствовать становлению ценностных жизненных ориентиров воспитанников.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Чеховская неделя. Отчет о реализации проекта «Чехов и Таганрог» в старшей группеЧеховская неделя. Отчет о реализации проекта «Чехов и Таганрог» в старшей группе Последняя неделя января в городе Таганроге – время, когда мы вспоминаем жизнь и творчество нашего великого земляка Антона Павловича Чехова,.

Фото отчет НОД по коммуникации и художественному творчеству по реализации проекта «Моя любимая игрушка».Фото отчет НОД по коммуникации и художественному творчеству по реализации проекта «Моя любимая игрушка». Фото отчет НОД по коммуникации и художественному творчеству по реализации проекта «Моя любимая игрушка». В последнее время все более актуальной.

Фотоотчёт о реализации творческого проекта «Сказки К. И. Чуковского»Фотоотчёт о реализации творческого проекта «Сказки К. И. Чуковского» Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная,.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Отчет о реализации краткосрочного целевого проекта в средней группе «Идем на выборы!»Отчет о реализации краткосрочного целевого проекта в средней группе «Идем на выборы!» Участники проекта: дети, родители, педагоги группы. Цель проекта: Воспитание патриотических чувств у дошкольников и их родителей, развитие.

Отчет о реализации краткосрочного проекта в средней группе «Вода — это жизнь»Отчет о реализации краткосрочного проекта в средней группе «Вода — это жизнь» Тип проекта: краткосрочный, информационно-исследовательский. Срок проведения: 19.03.-23.03.18г. Участники проекта: дети средней группы,.

Отчет о реализации проекта «Антарктида — удивительное место на земле»Отчет о реализации проекта «Антарктида — удивительное место на земле» В старшей группе мы с детьми приступили к созданию сложной смысловой целостности «Антарктида». Эта работа была построена исключительно на.

Отчет о реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «Я люблю свою Родину»Отчет о реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «Я люблю свою Родину» Отчет о реализации проекта нравственно – патриотического воспитания «Я люблю свою Родину»Проблема патриотическое воспитание подрастающего.

Отчет о результатах реализации проекта «Учимся, играя» (первая младшая группа)Отчет о результатах реализации проекта «Учимся, играя» (первая младшая группа) .

Работа с родителями. Отчет о реализации проекта «Зима. Подмосковье»Работа с родителями. Отчет о реализации проекта «Зима. Подмосковье» Работа с родителями. Проект: «Зима Подмосковье» В нашем районе прошел проект «Зима Подмосковье». И наш детский сад то же принял участие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет о реализации проекта «Азы финансовой грамотности или сказки умного Совенка»
Опубликовано: 21 апреля 2021 в 19:43
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчет о реализации проекта «Азы финансовой грамотности или сказки умного Совенка»» (включая файлы) размещена пользователем людмила дементьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД