людмила дементьева
Отчет о реализации проекта «Азы финансовой грамотности или сказки умного Совенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда дети богаче родителей. Наша задача сделать так, чтобы наши дети, когда выросли, были богаче, чем мы. Э Матвеев
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.
Публикация «Отчет о реализации проекта „Азы финансовой грамотности или сказки умного Совенка“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сова, совушка, совенок, совята
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Нами был разработан и реализован проект «Азы финансовой грамотности или сказки умного Совенка», с использованием технологии Э. В. Матвеева «Дима и Совенок». Содержание проекта, в соответствии со стандартом дошкольного образования, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает направления развития и образования детей: социально- коммуникативное развитие; познавательное речевое и художественно-эстетическое развитие.
Цель проекта. Формирование финансовой культуры и представлений об элементах экономики азов финансовой грамотности у старших дошкольников.
Задачи проекта.
• Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
• Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
• Совершенствовать коммуникативные качества детей;
• Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.
• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
• Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.
• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
• Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.
Использовали различные формы работы над проектом :
• Словесные (беседы, обсуждение, дискуссии, чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций).
• Наглядные (просмотр презентаций, мультфильмов, рассматривание картин, предметов, экскурсии).
• Игровые (игровые ситуации, сюжетно-ролевые, дидактические игры)
• Практические (продуктивная деятельность, исследование).
Этапы проекта :
1этап – Организационный включающий изучение литературы, анкетирование родителей;информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту,создание развивающей среды по теме проекта
2 этап – Практический -реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми: чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры,, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, художественное творчество, продуктивная деятельность, решение проблемных ситуаций.
3 этап – Заключительный -подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика».
Проект разработан на основе технологии Матвева «Дима и Совенок», которая привлекла и заинтересовала нас своей особенностью:
это Цельный сказочный сюжет.
1. Логические цепочки между темами (каждая вытекает из предыдущей).
2. Актуальность и практичность.
3. Интерактивность (работа с книгой, выполнение заданий, решение задач в интерактивной игре)
Автор Эдуард Вениаминович Матвеев генеральный директор инвестиционной компании «Кастом Кэпитал». Стаж финансиста более 18 лет.
Автор книг
• «Дима и Совёнок»(2014г.) 5-7 лет
• «Лесная биржа» (2011г.) – поучительная сказка о финансах 9 до 11 лет.
• «Лесная биржа-2. Атака воронов» (2018г., издание для подросткови взрослых.
Идея писать книги о финансах для детей возникла у автора не спонтанно. Как он сам утверждает: «Мне хотелось написать простым языком о важных вещах. Рассказать своим детям, что такое деньги? Ответить на их вопрос: «Папа, чем ты занимаешься на работе». Появилась сказка о финансах под названием «Дима и Совёнок.
«Дима и Совёнок» (2014) - Книга рассчитана на детей от 5 лет. Это сказка, которая понятно и ненавязчиво рассказывает ребенку об основах финансовой грамотности. Волшебный сюжет и игровые задания помогут маленькому читателю легко приобрести необходимые знания.
Перед выпуском отдельные темы книги согласовывались с соответствующими специалистами центральным банком, рекламными агентствами, благотворительным фондом («Русфонд», «Сбербанком», Обществом Защиты Прав Потребителей.
Реализация проекта основывалась на изучении следующих тем. Каждая тема посвящена новой финансовой теме в жизни главного героя - Димы и Совенка из волшебного леса, сопереживая главным героям помогали решить задачи, разобраться в возникающих ситуациях, приобретая новые знания, формировалась финансовая грамотность
Все темы были связаны сквозным сюжетом говорящий Совенок,волшебного леса, а еще конечно папа и мама помогали Диме и нашим детям научиться
распоряжаться деньгами, правильно их тратить и сберегать, не поддаваться на обман и избегать опасностей, отстаивать свои права и даже защищать общечеловеческие ценности.
Своеобразностью и привлекательностью использования технологии Э. Матвеева в реализации проекта являются приемы для формирования финансовой культуры детей Простыми для понимания детей и эффективными в формировании финансовых азов были такие :
Чтоб дети знали цену деньгам учили понимать, что помимо желаний есть необходимые вещи на которые семья обязана тратить деньги, чтоб где-то жить, что-то есть, добираться до работы, детского сада, формировали понятие семейного бюджета, представляли что семейный кошелек — это автобус. Люди в него заходят — это доходы и выходят — это расходы. Автобус едет и останавливается на двух остановках. Первая и главная называется «Нужно. Без чего не обойтись». А вот следующая остановка называется «Хочется. То, без чего можно обойтись». и если на остановке «Нужно» из автобуса, то есть из кошелька выходили все пассажиры, то на остановке «Хочется» где детей ждали игрушки, сладости, билеты в кино, игровая приставка и многое другое выходить было некому.
Но что делать, когда пассажиров в автобусе мало и на остановке «Хочется» почти никто не выходит? Так подводили детей к знакомству с банками и кредитами. «Люди из чужого автобуса» -когда денег вдруг не хватает, в этот кошелёк заходят люди из другого автобуса - банка. "
Делали вывод: легко взять деньги в банке взаймы, отдать — непросто. рассуждали на что можно взять кредит, а на что не надо.
13Объясняли принцип работы Банковской пластиковой карты.
В Волшебном лесу, из которого прилетел друг Димы - отважный Совёнок, вместо пластиковых карт жители использовали Банковские шишки
Белка искусно выгрызала на них замысловатый узор, по которому работники в банке уже определяли - подходит ли этот узор (аналог пин-кода) к ячейке клиента или нет. И если подходил выдавали золотые жёлуди
Как известно, у банка можно не только брать деньги в долг, но и давать ему их на хранение. О вкладах знакомили так; Дима, купил молоко, а у него заканчивался срок годности и скоро оно испортилось. Вот и деньги со временем начинают немножко «портиться», они становятся дешевле. Товары и услуги потихоньку становятся дороже. Получается, что товар уже не купишь за прежнюю цену, он подорожал. Значит, денег должно стать больше.
— Это как? — удивился Дима. — Фокусник их своей шляпой накроет, и их прибавится?
— Ну, не фокусник, — сказал Совенок. — Но банк — это как будто шляпа фокусника. Накрыл ею деньги, потом через год открыл, а денег стало чуть-чуть больше.
Когда знакомили с рекламой начинали с того, что Дима в гостях у Совенка видит массу замечательных объявлений: «Бобер и компания. Самая чистая водопроводная вода», «Всем всё расскажу. Ваша Сорока», «Уютное дупло каждой семье! Ремонтные работы Дятла».
Выяснили, какой бывает реклама, что она не только информирует, но и напоминает и уговаривает. И не всегда нужно вестись на ее уговоры.
Что товары в магазине разложены так, чтобы тебе обязательно захотелось их купить — из-за низкой цены, красивой коробки, специального предложения. Это целая наука — заставить покупателя взять то, что ему не нужно.
В реализации проекта использовали практические задания: придумать уговаривающую рекламу, нарисовать доходы семьи, проверить насколько оптимальный набор продуктов в холодильнике, узнать, что застраховано в моей семье, Дети приобретали первичный финансовый опыт, учились устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
В реализации проекта возникали ситуации социальной направленности, которые учили детей о дружбе, честности, справедливости, о том, что нужно слушаться взрослых, уметь признавать ошибки, держать слово и просить прощения.
В ходе реализации проекта использовали интерактивную игру «Тайна золотых желудей» разработанная Э. Матвеевым,. В процессе игры дети попробовали обмениваться без денег; выбрать страховки для дома, машины, и многого другого; узнали на деле, что такое кредит и депозит и сами произвели оплату через онлайн-банк; делали рекламу; побыли предпринимателями и многое многое другое. Дети получили реальный опыт, который могли использовать в реальной жизни.
Воспитание финансовой культуры ребенка невозможно без участия семьи.
В работе с родителями выделили следующие направления:
1 Информирование «Что делали? как делали?»
2. Познавательно-досуговый блок: семейные проекты,конкурсы
театральные постановки, выставки (сказки, монеты и др)
совместные мероприятия
3. Аналитика тестирование анкетирование анализ идей и запросов
4 Личный пример, донесение информации из жизни
Наиболее оптимальными по сотрудничеству с семьей по финансовой грамотности считаем такие формы взаимодействия:
совместные выставки и конкурсы:
организовывали выставки рисунков «Деньги будущего», «Моя будущая профессия» «Рекламная компания» «Наш семейный кошелек», конкурсы: Ярмарка поделок,провели акцию «Вторая жизнь бросового материала», конкурс поделок «Копилочка»
Использовали практические домашние задания, просили родителей рассказать детям как складывается бюджет семьи, приоритетность расходов в семье, как экономить ресурсы: воду, электричество, как делать оптимальные покупки, составляли бюджет семьи,
Предлагали организовать с детьми познавательные маршруты: «Поход в магазин», посетить с ребенком магазин обратить внимание на правила поведения в магазине, расположение товара, на ценники товара; совершить «Первую покупку для себя и семьи); показать ребенку работу банкомата, объяснить, откуда берутся деньги на карточке- познавательный маршрут «Банкомат»
Организовывали Деловые игры и совместные встречи «Финансовая азбука», «Экономический Цветик -семицветик».
Реализация проекта позволила детям открыть новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. Дети освоили новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Процесс изучения основ финансовой грамотности обеспечил тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствовать становлению ценностных жизненных ориентиров воспитанников.