Светлана Онищенко
Эссе «Семейное чтение»
▼ Скачать + Заказать документы
«Люди перестают мыслить,
когда они перестают читать». Д. Дидро
Нарушением чтения (дислексией) занимаюсь в рамках своей коррекционной работы на протяжении десяти лет, но проблема «не читающих» детей стала волновать меня на протяжении последних лет.
Проводя в начале года обследование устной речи у первоклассников я заметила, что у них нарушены все категории речи (грамматический строй речи, словарь, связанная речь и т. д.). Актуальность проблемы чтения на сегодняшний день подтверждается множеством фактов. Современная действительность показывает: ученики практически перестали читать, кругозор становится все уже, результаты опросов педагогов свидетельствуют о следующем: часто современные школьники с трудом ориентируются даже в простейших понятиях, не знают истории своей Родины, на уроках наблюдается низкая подготовленность к устным предметам, и как следствие - узкий словарный запас. Учащиеся практически не могут подобрать синонимы к различным понятиям, значения фразеологических оборотов, метафор. У них нет желания читать.
Публикация «Эссе „Семейное чтение“» размещена в разделах
Поэтому передо мной встал вопрос «Почему?».
После общения с детьми, с родителями и классными руководителями пришли к общему мнению, родители не читают детям книги. У детей нет образца семейного чтения. Почему же проблема чтения с каждым годом усугубляется? Проблемы детского чтения, как известно, начинаются с взрослых. «Вечно занятым» родителям проще включить ребенку телевизор или компьютерную игру, чем сесть с ним рядом и почитать книжку. Хотя бы потому, что этим невозможно заниматься «между делом», совмещая с мытьем посуды или ещё чем-либо. Семейное чтение – самое действенное решение проблемы нечитающих детей. Почему дети не читают? Может, в этом вина взрослых, небрежно бросающих «программную» книгу с обязательным напутствием: «Приду вечером - проверю». Совместное чтение, напротив, уравнивает в правах всех членов семьи и позволяет почувствовать интерес к самому доступному процессу в мире. Ведь чтение – прежде всего, интерес и удовольствие.
Почему семейное чтение «ушло» в прошлое?
Главная причина – изменившаяся социально-культурная среда: повсеместное развитие телевидения, видео- и компьютерной техники, резкое усиление их роли и удельного веса в досуге современного человека. Возможно, «хорошо забытым» подходом в организации детского чтения и сможет стать возрождение традиций семейного чтения. Ведь именно семья является фундаментом, центральным звеном в формировании личности. Именно в процессе семейного чтения, при помощи книги происходит передача идеалов добра и духовности от одного поколения к другому. «А радость чтения совсем рядом. Вернуть ее легко. Нужно только не ждать, чтобы прошли годы. Достаточно дождаться вечера, войти, как бывало, к нему в комнату, сесть на кровать и возобновить наше общее чтение». Д. Пеннак.
Одним из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда. И об этом нужно как можно чаще напоминать родителям обучающихся. Если собственное сердце, собственные привычки, собственная жизнь взрослых не могут служить их детям образцом, то всё будет напрасным старанием. Первая детская книжка в руках мамы, бабушки, дедушки – с этого начинается детское чтение и именно с этого начинается читатель.
Состоится ли ребенок как гражданин, как «человек читающий», во многом зависит от школы, библиотеки и, прежде всего, от семьи.
«Духовная жизнь ребенка полноценнее тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок» - эти слова В. Сухомлинского в полной мере относятся к проблеме семейного чтения.
Посещая родительские собрания постоянно веду беседы о ежедневном совместном чтении. Предлагаю родителям разработанные мной рекомендации и буклеты по возрастным особенностям речевой деятельности, особенности чтения у детей с ОВЗ. Совместно с учителем составляем список книг, рекомендованных для совместного чтения как маме ребенку, так и для самостоятельного чтения ребенку. Совместно с библиотекарем школы готовим выставки книг, поступивших в фонд библиотеки и презентации книг, вышедших в печать (новинки литературы). В школьных уголках первоклассников постоянно обновляется выставка рисунков «Моя прочитанная книга». Если ребенок посещает логопедические занятия, то он обязательно расскажет про прочитанную книгу, перескажет сюжет который изобразил в рисунке. В конце учебного года у первоклашек (3 первых класса) было проведено анкетирование «Совместная деятельность ребенка и взрослого» и получили результат:
- 39% детей вместе с родителями смотрят телевизор;
- 15% - играют в компьютерные игры;
- 2% - читают книги.
Прежде всего интерес был направлен на частотность использования книг, журналов, телевизоров, компьютеров как средств проведения совместного досуга детей и родителей.
Проведя аналогичное анкетирование с этими же родителями в начале этого учебного года (2 класс) мы получили следующие результаты:
- 28% детей вместе с родителями смотрят телевизор;
- 9% - играют в компьютерные игры;
- 14% - читают книги
- 11% - прогулки, выставки, театры, детские центры
После проведения мероприятий и анализа полученных данных в логопедическом кабинете мной был организован клуб «Читай-ка», где происходит обмен прочитанных книг детьми под девизом «Прочитал сам, дай прочить другому!»
Вся проделанная работа оставляет пусть маленькую, но всё-таки надежду на то, что еще не всё потеряно.
Медленно, но всё же идет возрождение «семейного чтения».
Читающий ребенок - символ будущего культуры.
«Нам сегодня не к чтению нужно отношение менять, а коренным образом поменять отношение к культуре в целом», академик С. Капица о чтении и культуре.