Наталья Волкова
Отчет о работе кружка «Цветная логика»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет о работе кружка
В 2019-2020 учебном году в рамках дополнительного образования в детском саду был организован кружок по использованию блоков Дьенеша в развитии логического мышления дошкольников «Цветная логика»
В современной реальности информационных технологий, когда наиболее актуальной становится проблема развития человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логику мысли, умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления. Поэтому одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое.
Публикация «Отчет о работе кружка „Цветная логика“» размещена в разделах
Блоки Дьенеша как нельзя более соответствуют развитию логического мышления детей дошкольного возраста, формируя способность ребенка рассуждать, «действовать в уме».
Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу: Н. И. Захарова «Играем с логическими блоками Дбенеша» Носова Е. А. Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников».
Цели и задачи работы кружка.
Цель: развитие логического мышления в процессе моделирования с блоками Дьенеша.
Мной решались следующие задачи использования логических блоков в работе с детьми:
1. Развивать умение выделять в объектах цвет, форму, величину, толщину.
2. Развивать овладение детьми элементарными приемам группировки, нахождения
общего и отличного, выстраивания сериационного ряда из нескольких предметов по
одному признаку; сравнения предметов; определения отношений между ними
(больше — меньше — поровну) с использованием приемов наложения и приложения
одного предмета к другому.
3. Формировать первые пространственные ориентировки и простейшие способы
размещения конструкций по горизонтали (дорожки разной длины и ширины, заборы
разной высоты и формы, а также способы соединения деталей для создания
целостной конструкции.
4. Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения, мелкую моторику, речь.
5. Развивать умение работать со схемой.
6. Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, стремление доводить начатое
дело до конца.
7. Воспитывать усидчивость, самостоятельность.
Для работы кружка создана хорошая развивающая среда, максимально отвечающая потребностям ребенка: организован уголок занимательной математики, где в достаточном количестве представлены комплекты логических блоков Дьенеша, а также карточки и схемы к ним; уголок дополнен другими развивающими играми и дидактическими материалами (палочки Х. Кюизенера, кубики «Сложи узор» и другими).
Для реализации поставленной цели проводились следующие формы организации учебного процесса:
1. ОД. Игры с логическими блоками используются в непосредственно образовательной деятельности как часть занятия для закрепления знаний и представлений дошкольников; также нами используются сюжетно-игровые занятия по ФЭМП, полностью основанные на играх с блоками Дьенеша.
В познавательном развитии дошкольников использовала логические блоки («Путешествие в Овощеландию», «Космические спасатели спешат на помощь», «В морской круиз за знаниями», «Удивительная Африка», «Путешествие по сказке «Репка», и др.)
Организуя занятия с блоками Дьенеша, я использовала следующие формы работы:
• путешествия («По морям, по волнам»,
• помощь героям («Помоги Лунтику»,
• поиск сокровищ («Найди клад для Потеряшкина»,
• соревнования («Межгалактический турнир на Марсе»,
• приключения по мотивам художественных произведений (по сказке «Репка»,
• конкурсы: «Украсим елку бусами», «Художники», «Магазин».
В области «Художественно-эстетическое развитие» в процессе моделирования дети замещают конструкцией из блоков реальные предметы с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление, на рисовании и аппликации моделируем узор, орнамент с помощью блоков, экспериментируем созвучие цветовой гаммы.
В области «Физическое развитие» - проводим подвижные игры с блоками – это предметы ориентиры.
2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (игры развивающие, подвижные, сюжетно – ролевые; экспериментирование, познавательно-исследовательская деятельность, моделирование сказок, развитие и усвоение навыков звукового анализа слова и т. п.)
Например, в подвижных играх можно использовать кодовые карточки – это ключи к гаражам, место в автобусе, ориентиры домиков и т. д.
В сюжетно – ролевых играх - это «деньги» в игре «Магазин», письма и открытки в игре «Почта» и т. д.
3. В течение года провели развлекательные мероприятия, используя сказки, задачи – шутки, загадки, считалки, головоломки, математические досуги.
Непрерывно велась работа с родителями:
Консультации: «Логические блоки Дьенеша», «Игры и упражнения с блоками Дьенеша»,
Оформлена папка-передвижка для родителей на тему: Развитие логического мышления с помощью блоков Дьенеша. Актуальность темы на сегодняшний день»,
Провела родительское собрание
Родители приобрели комплекты логических блоков Дьенеша себе домой для игр со своими детьми. Это свидетельствует о том, что они искренне заинтересовались работой кружка.
За время ведения кружка познакомила со своей деятельностью педагогов, провела: мастер-класс «Блоки Дьенеша как средство формирования математического мышления и развития творческого воображения воспитанников»,
Планировала показать одно из занятий кружковой работы «Математический КВН».
В результате, проделанная мною работа принесла свои результаты:
дети решают логические задачи; умеют выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств);
дети овладели умениями анализировать, оценивать самостоятельно свои действия и знания;
дети могут «расшифровывать» изображения, находить нужную фигуру по обозначению ее свойств;
дети испытывает устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.
Поставленную цель кружковой работы в целом считаю выполненной.
Заключение
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что логические блоки Дьенеша удовлетворяют всем требования, предъявляемым к моделям, а именно:
1. способны чётко отражать основные свойства и отношения объекта познания;
2. являются простыми для восприятия и доступными для создания и действий с ними;
3. могут ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с их помощью;
4. помогают облегчать процесс познания.
Мой опыт работы показал, что использование блоков в познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии дошкольников содержит так нужную подчас необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям детей дошкольного возраста, что обостряет эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.
Используя блоки Дьенеша в экспериментировании, моделировании сказок, наблюдении за объектами природы и других видах деятельности, дети:
• Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
• Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
• Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).
• Достигают (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении результата).
Этот эффект объясняется тем, что блоки Дьенеша - это специальный структурированный материал, позволяющий наглядно представить абстрактные понятия и отношения между ними.
• геометрические формы, цвет и величину;
• схемы;
• схемы-правила (цепочки фигур);
• схемы-функции (вычислительные машины);
•схемы-операции (шахматная доска).
Для себя я поставила цель в следующем году продолжать работу по использованию блоков Дьенеша в развитии логического мышления дошкольников.