Роза Симонова
Отчет о работе кружка по экспериментированию «Маленькие почемучки»
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экс-периментирование. Главное его достоинство в том, что в процессе экспери-ментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяются равномерно между воспитателем и детьми. Задача воспитателя в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Темочки:
- Отчет о работе кружка
- Отчеты и анализы о проделанной работе
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, был разработан план кружка «Маленькие почемучки» для детей средней группы. Ведущая идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественно-научных представлений дошкольников.
Новизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, экологических инсценировок, лабораторной, исследовательской и трудовой деятельности. Материал программы конкретизирован и систематизирован с указанием форм работы, периодичности, временной продолжительности в зависимости от возрастной группы.
Целью данной программы являлось – создание условий для формирования у дошкольников поисково-познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширять имеющиеся у детей представления об окружающейся действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: исследователя, лаборанта, ученого, сыщика.
В течение учебного года проведенные мною занятия строились на стремлении вызвать интерес у детей, получить удивление и удовлетворение от открытий, ответы на все «Почему?», «Откуда?» и «Зачем?».
Для успешной работы кружка «Маленькие почемучки» были созданы специальные условия:
– уголок экспериментирования ( приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен, песочные часы, магниты; сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, разного объема и формы; природный материал; бросовый материал (кусочки ткани, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки); технические материалы (гайки, скрепки, детали конструктора); разные виды бумаги (обычная, картон, наждачная, копировальная); прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, и др.).
– методическое обеспечение: картотека опытов и наблюдений; пер-спективное планирование опытно – экспериментальной деятельности для детей; методическая литература по организации опытно – экспериментальной деятельности.
В ходе кружковой деятельности с детьми проводились только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается: в характере решаемых задач (они неизвестны только детям); в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; они практически безопасны.
На занятиях применялись такие методы и приемы, как наблюдения, рассматривание, сочетание показа предмета с активными действиями ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.). Сравнивались сходные по внешнему виду предметы. Формировались умения сопоставлять факты и делать выводы из рассуждений, использовать опыт практической деятельности, игровой опыт детей.
В результате проведения занятий и опытов – экспериментов дети овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ.
Познакомились с явлениями природы, разобрав каждое отдельно (явления погоды, движения солнца, снегопад)
Закрепили и уточнили знания детей о воде, о ее состояниях (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы); изучили агрегатное состояние воды (вода основа жизни; как образуется лёд, иней, туман, роса, радуга).
Познакомились со свойствами почвы, песка и глины.
Познакомились с понятием «источник света», с естественными и ис-кусственными источниками света.
Познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы обнаружения воздуха.
Познакомились с качеством деревянной поверхности (гладкая, твер-дая, со свойствами дерева как материала (не тонет в воде, не бьется);
Дети получили представления о свойстве бумаги, её возникновении, видах (копировальная, гофрированная, картон, и т. д); видах и свойствах ткани (плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д.).
Изучили свойства металла (тяжелый, холодный, прочный, тонет в воде); свойства магнита притягивать металлические предметы; свойства пластмассы (теплая, гибкая – гнется, прочная – не бьется) и т. д.
На занятиях применялись такие методы и приемы, как наблюдения, рассматривание, сочетание показа предмета с активными действиями ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.). Сравнивались сходные по внешнему виду предметы. Формировались умения сопоставлять факты и делать выводы из рассуждений, использовать опыт практической деятельности, игровой опыт детей.
В результате проведения занятий и опытов – экспериментов дети овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ.
Познакомились с явлениями природы, разобрав каждое отдельно (явления погоды, движения солнца, снегопад)
Закрепили и уточнили знания детей о воде, о ее состояниях (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы); изучили агрегатное состояние воды (вода основа жизни; как образуется лёд, иней, туман, роса, радуга).
Познакомились со свойствами почвы, песка и глины.
Познакомились с понятием «источник света», с естественными и искусственными источниками света.
Познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы обнаружения воздуха.
Познакомились с качеством деревянной поверхности (гладкая, твердая, со свойствами дерева как материала (не тонет в воде, не бьется);
Дети получили представления о свойстве бумаги, её возникновении, видах (копировальная, гофрированная, картон, и т. д); видах и свойствах ткани (плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д.).
Изучили свойства металла (тяжелый, холодный, прочный, тонет в воде); свойства магнита притягивать металлические предметы; свойства пластмассы (теплая, гибкая – гнется, прочная – не бьется) и т. д.