Анастасия Тархина
Отчет «Использование рефлексивных методик в старшей, подготовительной группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет "Использование рефлексивных методик в старшей, подг. группе"
Воспитатель: Тархина А. В.
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Обязательным условием создания развивающей среды на занятиях и во всей воспитательном процессе является этап рефлексии.
Публикация «Отчет „Использование рефлексивных методик в старшей, подготовительной группе“» размещена в разделах
Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
Обучение детей рефлексивной деятельности начинается с предшкольной подготовки.
При взаимодействии с детьми, мы использовалиследующие виды рефлексии :
1)РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
2)РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ.
Рефлексии настроения и эмоционального состояния (Слайд 2)проводили в начале ОД (образовательной деятельности) с целью установления эмоционального контакта с группой, в концеОД, в режимных моментах. Для обозначения своего настроения применяли карточки с изображением лиц, мимики (дид. игра «Эмоции»,объясняли словами, показ мимикой. (Слайд 3)
Так же проводилась игра «Объясни эмоцию»(Слайд 4)
1 вариант
Ребенок выбирает «человечка» с любой эмоцией. Далее надо придумать или продолжить предложение, соответствующее эмоции у выбранного «человечка»,
Грустит, потому что…
Веселый из-за…
Мне страшно от…
Он обиделся, потому что…
Катя удивилась из-за того, что…
Миша был недоволен… (чем)
Собака злиться, когда….
Я печальный от того, что….затем, те у кого выбрана грустная эмоция можно предложить придумать вариант его придуманному предложению, чтоб убрать грусть или страх.
2 вариант
Предложить детям выбрать человечка с такой эмоцией, которую сейчас испытывает ребенок и так же объяснить почему он это испытывает.
Использовали физ. минутки для настроя на положительное эмоциональное состояние: «Камень-Облако», «Выжми лимон», и т. п., использовали музыкальное сопровождение. (Слайд 5)
Рефлексия содержания учебного материала использовалась для выявления уровня осознания содержания пройденного не только в конце занятия, но и на каждом его этапе.
Как организовывали рефлексивную деятельность детей :
1. Задавали ключевые вопросы для обсуждения и оценки
- коллективный (у нас получилось) и индивидуальный (у тебя получилось);
- что хотели бы исправить?
- что узнали? О чем расскажите дома?
- как достигли результата?
-с каким настроением работали?
2. Использовали наглядные средства (карточки, картинки, флажки (Слайд 6)
Пример:
В процессе занятия по развитию речи, дети за правильные ответы получали фишки, звездочки, картинки. В завершении занятия детям предлагалось посмотреть у кого сколько фишек и объяснить почему, с чем справлялись, что было сложно.
(Слайд 7, 8)Таким образом, вконце занятия мы подводили его итоги (дети подходили к доске и оценивали себя с помощью карточек (флажки, солнышки, объясняли свой выбор, каждый оценивал свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность. (Слайд 9)
(Слайд 10)Так же рефлексивную деятельностьорганизовывали в индивидуальной и групповой форме и парной. Пример (детям предлагается обменяться тетрадями или карточками, с выполненным заданием, и оценить результат работы)
В режимных моментах во всем воспитательном процессе формировали умение оценивать свои поступки и поступки других людей.
В процессе использованиярефлексивных методик с детьми, на занятиях и в свободной деятельности, помогло выявить, насколько дети осознают свою свои поступки, как они расценивают свою работу. С помощью отдельных приемов можно выявить, в каком направлении и с кем необходимо провести индивидуальную работу.
В процессе учебной и воспитательной работы планируется так же использование рефлексивных методик.
Тема второй и третьейнеделиноябрябыла определена Международным днем доброты (приуроченная к 13 ноября – Всемирный день доброты).
Формы организации образовательной деятельности с использованием рефлексивных методик :
Познание: рассматривали иллюстрации к сказкам с изображением добрых и злых героев, решение проблемных ситуаций и обсуждение вопросов «Почему не любят злых людей?», «С кем любят дружить?».
Коммуникация: ситуативный разговор, беседа о хороших и плохих поступках в течение дня.
Чтение художественной литературы: чтение сказок и рассказов, чтение и объяснение смысла пословиц и поговорок о доброте.
Социализация: наблюдение за поступками взрослых и детей (во время приветствия, во время игр, в режимных моментах, настольная д/и «Что такое хорошо и что такое плохо?», словесная д/и «Что доброго делают люди этой профессии», сюжетно – ролевые игры, способствующие формированию у детей правил культурного общения.
Труд: «лечим» книжки, делаем подарки, помогаем поддерживать порядок в группе (убираем игрушки, наводим порядок в уголках).
Здоровье:беседа «Добрые слова улучшают настроение», игра «Назови ласково», «Скажи доброе слово другу».
Музыка: прослушивание песенки «Дружба начинается с улыбки», «Верный друг», «Вместе весело шагать».
Безопасность: беседа «Добрый человек не оставит в беде» (обсуждение практических ситуаций, как можно помочь товарищу в трудную минуту или если он поступает неправильно (например, если упал, разбил кружку, плохо себя ведет, если снег ест на прогулке, что нужно делать).
Физкультура:подвижные игры и физминутки с тематическим содержанием.
В течение недели вместе с детьми заполняли календарь добрых дел. Неоднократно приходил в гости Буратино, который просил помочь ему в трудных ситуациях, объяснить, что значит быть добрым, кто такие близкие люди и как нужно о них заботиться т. п.
Было проведено два итоговых мероприятия – развлечение «Путешествие в страну доброты», «Лесная гостья», где было использована рефлексия эмоционального состояния (в начале занятия, рефлексия содержания учебного материала (на каждом этапе) не только коллективная (итог, но и индивидуальная (с помощью наглядного материала, и парная (дети проверяли работу товарища, оценивали).