Папки-передвижки

Мастер-класс «Использование современных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников»

Житникова Оксана
Мастер-класс «Использование современных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 134 г. Вяземского.

Мастер-класс «Использование современных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников»

Участники: воспитатели и педагоги ДОУ

Обсуждение правил проведения мастер-класса

- «Говори, что знаешь»

- «Делай, что умеешь»

- «Позитивно относись к мнениям других»

- «Уважай время»

- «Помни, что знать и уметь никому не вредно»

Вопрос ко всем участникам мастер-класса:

Публикация «Мастер-класс „Использование современных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников“» размещена в разделах

«Чего вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса?» (высказывания участников)

Актуализация проблемы.

Ребёнок – абсолютная ценность, мера всех вещей! Ребёнок индивидуален и неповторим! Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость проблемно рассматривать применение педагогических технологий. Особенно когда вопрос стоит о младшем дошкольном возрасте, ведь это первая ступень общего образования.

Сегодня я предлагаю рассмотреть современные методики, применяемые в работе с детьми, способствующие формированию речевого развития.

Внедрение федеральных государственных требований в воспитательно-образовательный процесс требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации непосредственно-образовательной деятельности, так как роль воспитателя становится направляющей, развивающей.

Одним из наиболее сложных моментов, по мнению педагогов, является изменение роли занятий в образовательном процессе. Традиционно занятие являлось основным элементом образовательной деятельности. В федеральных требованиях обозначено, что решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослого с детьми (в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей. Основной формой работы с детьми является игра. Вполне логично возникают вопросы «Нужны ли занятия?», и «Если нужны, то какие?».

Для организации непосредственно - образовательной деятельности нужно продумывать приёмы, которые будут способствовать введению ребёнка в тему. Для этого эффективно использовать пословицы, поговорки, стихотворения, дидактические игры, подвижные игры и загадки.

Особое внимание уделяется познавательно-речевому развитию в интеграции с другими образовательными областями.

При введении ребёнка в игровую ситуацию хорошо используется всем известный приём – загадки.

Загадки – особый, весёлый и загадочный мир. В древности они служили средством обучения молодёжи иносказательной речи, запоминания тайны слов. В древнерусском языке слово гадать означало думать, размышлять. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки развивают и обогащают речь, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления.

Загадки-описания помогают развивать понимание речи, активную подражательность речевой деятельности, внимание, память, например:

Кто на улице гуляет

От ворот недалеко?

Лапкой землю загребает

И кудахчет … (ко-ко-ко).

Доскажи словечко (для чёткого произношения звуков, например:

От избушки в лес ведёт

Вырытый подземный … (ход).

Загадки-ребусы:

«Расшифруйте слово» - ЛОКНУ (КЛОУН);

«Составь слово» - Цепочка картинок (ЛИСТ, ИВА, СОБАКА, АРБУЗ, ответ ЛИСА.

Загадки-шарады, например:

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда,

А целое в музее

Найдёте без труда.

(КАР+ТИНА).

Метаграммы, загадки, в которых зашифрованы различные слова, разгадав одно из слов, нужно заменить в нём звук, чтобы получилось новое слово…

С «Ч» над морем я летаю,

С «Г» в машинах я бываю,

С «М» тебя я одеваю,

С «Л» собачкою зовусь.

Анаграммы - от перестановки звуков образуется новое слово …

КОТ - ТОК

СОСНА - НАСОС

ЛИПА - ПИЛА

Я дерево в родной стране

Найдёшь меня повсюду,

Но слоги переставь во мне

И воду подавать я буду.

Логорифмы, загадки со словами, которые решаются путём удаления, замены или добавления звуков…

Известное я блюдо,

Когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем… (УХА - МУХА)

Загадки-путаницы, помогают закрепить навыки послогового чтения, способствуют профилактике дизграфии в школе…

Был Алёша очень рад

Слишком вкусный был … халат (САЛАТ).

Загадки показывают взаимосвязь между содержательной, смысловой стороной речи и средством её выражения, учат лучше ориентироваться в звукобуквенном составе слова, развивая тем самым способности для успешной подготовки к грамоте.

Эффективным методом является синквейн – Это приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему. («Синквейн – от французского слова «пять»). Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Эта технология универсальна. Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

Метод синквейна включается в работу с детьми не нарушая структуры непосредственно образовательной деятельности, может легко интегрироваться с образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Знакомя с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы готовим детей для последующей работы над предложением. Детям нужно помочь осознать, что в предложении есть главные слова, без которых оно не состоится.

Работа строится по определённой схеме:

1 строчка (Кто? Что) – существительное – одно ключевое слово, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2 строчка (Какой? Какая? Какое) – два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает) – три глагола, обозначающие действие, относящееся к теме;

4 строчка - четыре слова – ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме;

5 строчка - одно слово-резюме (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке.

Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

С точки зрения педагогики, составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. В основном мы практикуем использование синквейна, как заключительного задания по пройденному материалу.

Синквейн для воспитателей детского сада – это:

- средство творческого самовыражения ребёнка;

- способ обогащения словарного запаса;

- подготовка к краткому пересказу;

- и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

ПРИМЕР:

1. «РОССИЯ»

2. Какая она для вас? (великая, прекрасная, единственная, удивительная, любимая, могучая, многострадальная, богатая).

3. Что она делает для вас и других людей? (гордится, заботится, надеется, придаёт силы)

4. Афоризм, выражение, пословица или поговорка о России?

Лучше нет родного края!

5. Синоним или как по-другому можно назвать Россию? (страна, отчизна, отечество) Россия – родина моя!

А теперь я предлагаю участникам поделиться на две группы. Каждой группе предлагается тема синквейна.

СИНКВЕЙН на тему «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

1. День рождения

2. Яркое, незабываемое

3. Поздравляют, дарят, любят

4. Счастливое торжество раз в году

5. Праздник

СИНКВЕЙН на тему «НОВЫЙ ГОД»

1. Новый год

2. Радостный, долгожданный

3. Приходит, веселит, радует

4. Я радуюсь новому году

5. Праздник, подарки

Синквейны очень удобно использовать для самоконтроля. Если Вы легко можете составить такое стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится ваше эмоциональное восприятие темы.

Итоги мастер-класса

Предлагается обсудить итоги мастер-класса и ответить на вопрос «Получили ли Вы то, чего ожидали от сегодняшнего мастер-класса?» (высказывания участников)

Теперь я вам предлагаю просмотр непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе по теме: «Посуда», где будут использованы загадки «Доскажи словечко», а также элементы синквейна. Целью игровой ситуации «День рождения куклы Маши» является систематизация знаний детей по теме «Посуда» и решение задач через образовательные области познание, коммуникация, социализация, физическая культура и художественное творчество.

Ст. воспитатель – Житникова О. А., 2015 г.

Публикации по теме:

Использование современных интерактивных технологий в развитии и социализации дошкольников «Использование современных интерактивных технологий в развитии и социализации дошкольников» Мы живём в эпоху совершенно иной коммуникативной.

Использование музыки для активизации мыслительной деятельности детей при формировании познавательно математических представл Сообщение из опыта работы «Использование музыки для активизации мыслительной деятельности дошкольников при формировании познавательно математических.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Использование современных «Кейс-технологий» для социально-коммуникативного развития старших дошкольников Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста.

Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников Слайд 1 Тема: «Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников» Слайд 2 Дошкольный.

Использование современных развивающих технологий в формировании речевого дыхания у детей с ФФН Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагаю мастер – класс по теме «Использование театрализованной деятельности.

Мастер-класс «Использование мягкого конструктора Урадовских Г. В. в познавательно-исследовательской деятельности».Мастер-класс «Использование мягкого конструктора Урадовских Г. В. в познавательно-исследовательской деятельности». На базе нашего МАДОУ"Детский сад "Родничок" прошел Фестиваль методических находок - осенняя сессия "Учимся работать по новым стандартам".

Мастер-класс «Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников». Актуальность (слайд 2) На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач перед дошкольным учреждением стоит.

Мастер-класс «Народная культура в формировании гендерной толерантности дошкольников». Задачи: -Способствовать формированию основ толерантного отношения детей к представителям своего и противоположного пола; -обогащать знания.

Семинар «Создание условий в ДОУ для познавательно-речевого развития дошкольников» В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование современных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников»
Опубликовано: 8 октября 2017 в 10:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Использование современных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Житникова Оксана (УИ 435015) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД