Наталья Рахимова
Творческий отчет «Использование элементов аквааэробики и синхронного плавания при обучении плаванию малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Вода – это еще одна среда обитания, которая способствует процветанию вашего ребенка, а плавание – дополнительный источник наслаждения на пути к физическому совершенству!».
Глен Доман
Веками у представителей разных цивилизаций вода служила для занятий спортом и активного отдыха. Хорошо известно, что древние греки и римляне использовали воду в разных целях, включая и снятие усталости, и выход из депрессии, и поддержание чистоты тела, и улучшения общего самочувствия. В современном обществе уже многие годы вода используется при физиотерапии различных заболеваний. Но только сравнительно недавно, два десятилетия назад, воду стали рассматривать как альтернативное терапевтическое средство и разрабатывать на его основе полноценные реабилитационные курсы - АКВААЭРОБИКА.
Публикация «Творческий отчет „Использование элементов аквааэробики и синхронного плавания при обучении плаванию малышей“» размещена в разделах
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Аквааэробика - физические упражнения в воде под музыку. Физические упражнения в воде дают совершенно другие ощущения, нежели упражнения на суше. А всё потому, что вода обладает уникальными свойствами, оказывающими воздействие на функционирование органов жизнедеятельности, усиливает и оздоровительный эффект. Одной из особенностей аквааэробики является выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном положениях тела на глубокой и мелкой воде. Эти занятия подходят даже тем детям, которые не умеют плавать и чувствуют себя в воде не уверенно, а также детям с избыточной массой тела. Благодаря выталкивающей силе многие упражнения в воде выполнять намного легче, чем на суше. При этом ни одна группа мышц не остаётся не затронутой, что способствует гармоничному развитию мускулатуры и подвижности основных суставов. Вода улучшает циркуляцию крови в организме, облегчает приток крови к сердцу, создает хорошие условия для развития всех систем растущего организма ребёнка.
В настоящее время Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание вопросам охраны и укрепления здоровья детей и всего населения страны. Здоровый образ жизни, физическая культура и спорт - те социальные факторы, которые способствуют развитию сильного государства и здорового общества.
Основа здоровья закладывается в раннем возрасте и зависит от воспитания в семье, деятельности дошкольных образовательных учреждений и других социальных институтов, где развивается и воспитывается ребенок. Поэтому особенно важно строить образовательный процесс в области физического воспитания на принципах здоровьесберегающих технологий. В системе комплексной физкультурно–оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста большое место занимает обучение детей плаванию.
Проблема научить плавать ребёнка и поиск наиболее эффективных, нестандартных инновационных подходов к ее решению – очень важны и актуальны. В связи с этим, возрастает роль используемых форм и средств, по развитию у детей плавательных умений, создающих условия для расширения круга двигательных навыков и повышение функциональных возможностей организма, творческого самовыражения детей. Возникает необходимость знакомства и приобщение к новым формам физической активности, к различным видам спорта.
Опыт работы в образовательном учреждении, применение различных средств обучения детей плаванию, изучение современной литературы и различных методик, привели меня к выбору эффективной и действительно доступной форме физической активности – аквааэробике. Этот вид спорта, к сожалению, мало знаком детскому населению. Поэтому темой моей инновационной деятельности и стала разработка и внедрение программы по обучению плаванию с использованием элементов аквааэробики для детей дошкольного возраста.
Для реализации проблемы мною изучена методическая литература:
1. «Обучение плаванию в детском саду» Осокина Т. И., Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина, 1991.
2. «Обучение плаванию детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ, В. И Кадинова, 2012
3. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений «Раз, два, три, плыви!», М. Рыбак, Г. Глушкова, Г. Поташова,2010
4. «Обучение плаванию детей дошкольного возраста» Занятия, игры, праздники, Н. Г. Пищикова, 2008.
5. «Плавание 100 лучших упражнений» Б. Люсеро.
6. Аквааэробика для всех. Аквааэробика / авт. -сост. Е. А. Яных, В. А. Захаркина. – М. : АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.- 127 с. ил.
7. Аквааэробика. 120 упражнений. / Э. Профит, П. Лопез. – Ростов н/ Д: Феникс, 2006. – 128 с., ил.
8. Аквафитнес / И. Тихомирова. – М. : Питер, 2005.- 125 с.
Изучая проблему поставила цель : создание условий для укрепление здоровья и повышение двигательной активности дошкольников средствами аквааэробики и элементов синхронного плавания.
Для решения поставленной цели выделила основные задачи:
- формировать культуру здорового образа жизни;
- способствовать закреплению навыков плавания и преодолению чувства боязни воды;
- развивать такие качества, как сила, выносливость, гибкость и ловкость;
- формировать новые двигательные умения и навыки, используя средства аквааэробики и элементов синхронного плавания;
- способствовать развитию чувства ритма и умению управлять телом в воде;
- развивать творческие способности и акватворчество;
- воспитывать художественный вкус, любовь к воде и движениям в ней.
В работе дошкольниками я использую следующие принципы :
Систематичности - занятия проводятся в определённой системе, регулярные
занятия имеют несравненно больший эффект, чем эпизодические; Доступности, – формирование устойчивого интереса детей, как к процессу
обучения, так и к конкретной задаче на каждом занятии;
Наглядности – создание у детей полного представления о
разучиваемых движениях и способствование лучшему их усвоению;
Комплексности и интегрированности – решение оздоровительных задач в
системе всего учебно-воспитательного процесса;
Сопровождения – систематическое наблюдение за развитием ребёнка и
оказание ему своевременной помощи в случаях опережения и отставания в
развитии.
Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких
задач, которые взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга, объединяясь
в одну общую. Содержание занятий строится в порядке возрастающей
трудности, постепенного увеличения нагрузки, с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей детей. При повторении упражнений,
использовать задания одного типа, но разного содержания. Упражнения
должны опережать имеющийся у детей в данный момент уровень умений и
навыков, хотя индивидуальные данные каждого ребёнка могут внести свои
коррективы.
В процессе занятий использую различные формы организации детей:
занятия тренировочного типа;
сюжетно-игровое;
игровые;
-проверочное;
в форме бесед (об истории плавания, безопасность на воде); спортивные досуги иразвлечения.
В процессе занятий использую две группы методов :
1) Общепедагогические, включающие словесные, наглядные и практические методы;
Словесные: объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ,
беседы, команды, распоряжения и указания.
Наглядные: показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на
части; анализ его с помощью наглядных пособий, видеосюжетов, жестов.
Практические: предусматривают многократное повторение движений
сначала по элементам, а затем полностью; обучение в облегченных или
усложненных условиях, изучение движений в игровой и соревновательной
деятельности, выполнение контрастных движений.
2) Специфические, включающие метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.
Метод строго регламентированных упражнений предусматривает твёрдо предписанную программу движений; точное дозирование нагрузки и управление её динамикой; нормирование интервалов отдыха; применение вспомогательных средств управления действиями и контроля нагрузки.
К методам строго регламентированного упражнения относятся:
методы, направленные на освоение спортивной техники – методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчлененно-конструктивные);
методы, направленные на воспитание физических качеств.
Игровой и соревновательный метод используется для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложнённых условиях.
При обучении плаванию детей дошкольного возраста использую разнообразные игры, которые позволяют детям активно двигаться в воде.
Игры на воде вносят в практическую деятельность радостную эмоциональную окраску. Создание положительных эмоций помогает детям преодолеть водобоязнь, способствует разучиванию упражнений. Играя, ребенок не утомляется от многократного повторения одних и тех же движений. Мною составлена картотека игр по разным темам обучения плавания.
Важную роль при обучении плаванию имеет оснащенность различным оборудованием: аквапалки, нарукавники, поддерживающие пояса, мячи, гимнастические палки, плавательные доски, ласты, надувные круги, тонущие и плавающие игрушки, музыкальное оформление занятий.
При обучении дошкольников плаванию используют различные пособия, игровой материал, спортивный инвентарь. Для разнообразия упражнений можно изготовить вспомогательные средства обучения, позволяющие стимулировать функциональные способности детского организма.
Развивающая среда, организованная в детском саду, способствует эмоциональному благополучию ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности.
Провожу работу с родителями и воспитателями, а именно: выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы с родителями в течении учебного года, организовала «День открытых дверей». Подготовила консультации для родителей («Как подготовить ребенка в бассейн», «Влияние плавания на детский организм», «Комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов : воздуха, солнца, воды», «Аквааэробика для дошкольников»). Подготовила и разместила информацию в родительские уголки по группам. Пополнила комплексы упражнений по привитию первичных навыков плавания в условиях домашней ванны.
Рекомендовала посещение плавательных бассейнов и запись в секцию плавания в нашем городе. Для воспитателей написала консультацию: «Роль воспитателя на занятиях плаванием в ДОУ»
Подготовила и провела открытые мероприятия по плаванию : новогодние утренники на воде, открытые занятие для родителей и педагогов, праздник на воде посвященный 70-летию со дня победы, весёлые старты в разных возрастных группах, другие спортивные праздники. Провела анкетирование для родителей, с целью целесообразности внедрения новых форм при обучению плаванию дошкольников.
Итогом реализации программы являются диагностика показателей
двигательной подготовленности детей в образовательной области «Физическое развитие» (плавание) проводится два раза в течение учебного года: в первые две
недели октября и последние две недели мая. Программное содержание
предусматривает формирование знаний, умений, навыков.
В процессе мониторинга исследую уровень подготовленности детей по плаванию путем наблюдений за ребенком и критериально-ориентированного тестирования.
Получаемая в ходе мониторинга информация, является основанием для прогнозирования деятельности, осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, выявленных у ребенка.
Уровень развития основных навыков плавания я оценивала с помощью тестирования плавательных умений и навыков детей в каждой возрастной группе. В качестве критериев оценки выбран ряд контрольных упражнений из программного материала. Уровень формирования и развития определяется по трем критериям:
высокий, средний, низкий.
За последние два года в МАДОУ стабильно наблюдается рост детей с высоким уровнем физической подготовленности.
Подводя итоги своей работы по выбранной теме выявила, что дети научились выполнять упражнения с различным оборудованием в горизонтальном и вертикальном положениях тела, сохраняя заданный темп и ритм упражнений и координацию движений. Освоили плавательную подготовку, приобрели стойкий интерес к дальнейшим занятия плаванием.
В сентябре 2016 года 11 детей по моей рекомендации поступили в школу олимпийского резерва СДЮСШОР г. Советский на отделение плавание. Они успешно тренируются и выступают на различных соревнованиях.
Я считаю, что в результате проведенной работы дети стали охотнее идти на занятия в бассейн, уменьшилась заболеваемость детей.
В ходе работы столкнулась с проблемой недостатка демонстрационного материала.
Думаю, что, продолжая работать по выбранной теме, я смогу достичь высоких показателей по обучению плаванию подрастающего поколения.
Существует золотое правило организации и руководства любой деятельностью детей, в том числе и спортивной: Ребенку должно быть интересно и комфортно! Только при этом условии развитие всех сторон личности малыша будет гарантированным и полноценным.