Олеся Москаленко
Отчет формы сотрудничества с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
ОТЧЕТ
формы сотрудничества с семьями воспитанников
Федеральный государственный образовательный стандарт ДО определяет принцип партнерского взаимодействия с родителями воспитанников, ориентируя их на участие в реализации программы ДОУ в формате не привычного нам понятия «работы с родителями» и даже не взаимодействия, а сотрудничества.
Публикация «Отчет формы сотрудничества с семьями воспитанников» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Современная действительность сегодня такова, что большинство родителей в силу своей занятости, все меньше находят времени для полноценного общение с педагогами детского сада, активном участии в совместных мероприятиях.
В этих условиях возрастает актуальность освоения новых форм сотрудничества с родителями воспитанников. Наше дошкольное учреждение, наряду с учреждениями города, работает над созданием модели такого сотрудничества.
Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. В тоже время семья выступать и отрицательным фактором воспитания (ссоры, конфликты родителей, плохой пример и т. д.). Эти ошибки связаны с недостатками знаний по вопросам воспитания ребенка, отсутствием выдержки, терпения, педагогического такта. Поэтому родители нуждаются в помощи педагогов, хотя не все осознают это. Содержание работы педагога с родителями включат в себе вопросы воспитания и обучения детей; для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем.
Современные родители достаточно разные: одни читают педагогическую литературу, другие пользуются ей бессистемно, иногда воспитывают детей интуитивно «как воспитали меня». Для воспитания полноценной личности ребенку необходима как семья, так и детское сообщество в дошкольном учреждении, где ребенок получает образование, получает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению.
В своей работе использую дифференцированный подход при организации работы с родителями, который является необходимым звеном в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.
Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности, наблюдение за общением родителей с детьми в группе, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.
Прежде чем работать с семьей, ее нужно хорошо узнать, Поэтому на I этапе – нужно собрать и обработать информацию о каждом воспитаннике и его семье, для этого вначале года провожу анкетирование, например, «Будем знакомы», «Незнакомый мой малыш», «Влияние семейных традиций на развитие ребенка», которое позволяет получить информацию о тех проблемах, с которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего их ребенка. Только после этого возможно повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного отношения с родителями.
Основной традиционной формой общения с родителями остается родительское собрание. Для собраний готовлю памятки с советами на тему собрания. Стараюсь проводить собрания в нетрадиционной форме. Организую круглые столы, вечера вопросов и ответов. Эти мероприятия организуются в форме свободного или регламентированного общения педагогов с родителями, во время которого последние имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение по заявленной или волнующей проблеме. Например, были проведены такие родительские собрания в нетрадиционной форме как : «Детский сад – дружная семья», «Детские капризы», «Навстречу школе».
Так же в нашей группе большой популярностью пользуются тренинги. Эта работа предполагает организованное активное социально-психологическое обучение родителей психологическим навыкам. Например: «Тренинг общения с детьми», «Как решать конфликты».
Традицией стало проведение в нашей группе деловых, ролевых и интеллектуальных игр. Данного рода мероприятия включают в себя обсуждение и воспроизведение (проигрывание) родителями различных проблемных педагогических ситуаций в семейном воспитании в условной обстановке для приобретения навыков и эмоционального опыта действия в таких ситуациях. Например: «Когда ребенок упрямится», «Когда малыш берет чужое», «Детская истерика в общественном месте».
Я активно использую в своей работе такую форму взаимодействия с родителями как экскурсия. Проводятся совместные посещения детьми, родителями, сотрудниками детского сада зон отдыха, культурных, исторических мест, в целях духовного обогащения, отдыха, общения, установления позитивных взаимоотношений, эмоциональной разгрузки.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Включает в себя активную деятельность различного рода в групповом помещении, на участке. Это может быть их уборка, украшение; подготовка и посадка растений, совместное приготовление пособий, подарков, украшений и другое.
Удачной формой работы с родителями стало приглашение их на «Дни открытых дверей». Они дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями.
Организую совместные вечера, праздники и развлечения родителей с детьми и сотрудниками дошкольного учреждения. Организуются как активные, насыщенные эмоциональным общением мероприятия, в процессе которых все участники имеют возможность не только пообщаться, но и получить необходимую информацию, показать достижения, отдохнуть, познакомиться поближе. Например: календарные праздники (Новый год, 8 марта, 23 февраля, праздники семьи, мам, пап; литературные, музыкальные, спортивные, интеллектуальные вечера.
Для всех проводимых мероприятий мы совместно с детьми готовим приглашение каждой семье (в виде аппликации, рисунка, открытки и т. д.). Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали участие дети.
Так же в своей работе активно использую наглядно - информационные формы взаимодействия с семьей.
В приемной оформлены родительские уголки, которые содержат наиболее востребованную информацию для родителей : о распорядке дня в детском саду, содержании воспитательно-образовательного процесса, об организации питания детей, а также психолого-педагогические, медико-гигиенические и другие сообщения. Для родителей оформлены папки - передвижки, например: «Развивающие игры для детей», «Что читать малышам», «Мир природы», «Азбука вежливости».
Для родителей организуются выставки детского творчества, например: выставка рисунков «Наши мамы лучше всех», «Рисуют дети и родители», «Что нам осень принесла», фотовыставки «Семьи наших воспитанников», конкурсы, например, «Новогодняя фантазия», «Подарки осени». Это представление результатов индивидуальной и совместной деятельности дошкольников, родителей и педагогов.
В своей работе активно использую видеосъемку различных моментов из жизни детей в детском саду с последующим совместным ее просмотром родителями, детьми, другими членами семьи, воспитателями. Например: «Один день в саду», «Строим, рисуем, лепим», «Музыкальные занятия».
В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как проектная деятельность. Например, в моей группе был реализован проект «Моя семья», который имеет положительные отзывы родителей.
На сегодняшний момент многие формы работы с родителями используются в комплексе. В структуру любого мероприятия с участием родителей вносятся различного рода новые элементы в целях повышения родительского интереса к этим мероприятиям.
Неформальный подход к организации и проведению этих форм работы ставит перед необходимостью использовать разнообразные методы активизации родителей. Для этого надо давать им возможность активно участвовать, говорить, спорить, играть, соревноваться. Включать решения кроссвордов; ролевые и деловые, подвижные игры; анкетирование; тестирование; обмен мнениями, решение проблемных ситуаций и т. п.
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи с использованием нетрадиционных форм работы обеспечивает организацию оптимальных условий, как для развития личности ребенка, так и его ближайшего окружения. В ходе работы должны поддерживаться нормы взаимодействия: взаимоуважение, открытость к общению, доверие и т. д.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что использование новых форм позволяет на порядок повысить общение с родителями. Они помогают сделать отношения более доверительными, вовлекают родителей в жизнь детского сада и делают их полноправными участниками педагогического процесса и самое главное, что воспитатели и родители сообща решают главную единую задачу: воспитание свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе и в социуме.