Регина Шайхлисламова
Отчёт о логоритмическом занятии «Как Баба-Яга своего внука Лешего в армию провожала»
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмика - это комплекс специальных ритмизированных упражнений для детей с нарушениями речи. Дети, особенно гиперактивные, на логопедических занятиях часто отвлекаются, быстро утомляются. Им надоедает выполнять однообразные артикуляционные упражнения, работать со знакомыми картинками и игрушками, сидя за столом. В этом случае мы решили изменить привычный стереотип занятия и сделали его в виде театрализованного занятия, где дети смогли вести себя более раскованно.
Публикация «Отчёт о логоритмическом занятии „Как Баба-Яга своего внука Лешего в армию провожала“» размещена в разделах
- Армия. Конспекты занятий на тему «Наша армия»
- День защитника. Конспекты занятий к 23 февраля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
В своей работе по коррекции речевых расстройств я использую театральные приемы и методы, которые помогают детям не только развить речь, но и снять физическое и эмоциональное напряжение. Театрализованная деятельность помогает этому и на музыкальных занятиях, и на занятиях по логоритмике, которые я провожу совместно с музыкальным руководителем.
Предшествуя празднование «Дня Защитников Отечества» в старшей группе «Василёк» провели логоритмическое занятие с элементами театрализации на тему "Как Баба Яга, своего внука лешего в армию провожала". Взрослые совместно с детьми разыграли сюжет сказки. Баба-яга волнуясь за военную подготовку своего внука обратилась за помощью к ребятам, чтобы они рассказали всё, что знают о том, каким должен быть настоящий солдат
Педагоги инсценировали сюжет занятия так, чтобы было доступно для понимания детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Вводная часть была торжественной, включала ходьбу с различными видами перестроений. Целью данного этапа было научить детей перестраиваться в колонне по двое, соблюдая расстояние между идущими. Данный вид работы является сложным, поскольку требует от детей повышенной концентрации внимания, достаточной сформированности зрительно-пространственной ориентировки, своевременной переключаемости, умении выполнять движения в соответствии с ритмом звучащей музыки.
Формирование хоровых певческих навыков осуществлялось через исполнение песни, посвящённой праздничному мероприятию. Так были реализованы и музыкальные и логоритмические цели.
Работая над развитием общих речевых навыков (просодическими элементами речи-дыханием, голосообразованием, интонационной выразительностью, мы добивались чтобы воспитанники пели спокойно, без крика, следили за произношением окончаний.
Инсценировка на материале рассказа.
Работа над ролью под руководством педагога строилась следующим образом:
Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события в ней главные).
Знакомство с героями инсценировки (что они делают, как выглядит, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. п.)
- Распределение ролей
работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача состояла в том, чтобы помочь ребенку понять, почувствовать все то, что скрывается за словами текста;
работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпоритма исполнения, мимики, интонации; Воспитанники в процессе импровизации вступали в ролевое взаимодействие, в самостоятельных играх, начинали отождествлять себя с полюбившейся военной профессией, перевоплощались в них. В работе над выразительностью реплик персонажей с помощью игровой деятельности активизировался словарь детей по изучаемой лексической теме. Ролевой диалог персонажей ставил воспитанников перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Вторая часть включала появление персонажей. Неожиданное появление Баба-Яги, которая просит помощи у детей, в подготовке своего внука Лешего к службе в армию. Дети охотно соглашаются, и торжественная часть плавно переходит в логоритмическое. По сценарию внук Бабы-яги – Леша Леший скоро должен отправиться служить в армию, и Баба-яга, волнуясь за его подготовку, обратилась к ребятам за помощью, чтобы они рассказали все, что знают о том, каким должен быть настоящий солдат.
Устроив экзамен Лешему, дети с удовольствием вступали в диалог с персонажами, отвечали на вопросы Баба-яги, что способствовало закреплению лексико-грамматических представлений по изучаемой теме.
Особую роль в логоритмических занятиях с детьми уделяю общеразвивающим и корригирующим упражнениям, упражнениям на тренировку основных видов движения, ориентацию в пространстве, координации движения. так как они помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и используются для профилактики и исправления отклонений в развитии моторики и деформаций опорно – двигательного аппарата.
Используя динамическое упражнение «Тренировка» дети под рифмованный текст выполнили комплекс общеразвивающих упражнений, направленных на регуляцию мышечного тонуса, переключаемости движений.
Перевоплощаясь в парашютистов, дети вместе с персонажами выполняли дыхательное упражнение. Осуществляя контроль над формированием диафрагмального дыхания, стремились выработать у детей продолжительность выдоха.
Осуществляя работу над развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук, подготавливая внука Баба яги к службе в рядах военной армии дети вместе с главными героями с удовольствием выполняли пальчиковую гимнастику «Солдаты» с проговариванием стихотворного текста.
Соревновательная эстафета «Прыжки на мячах» использована как подвижная игра. Логоритмическое воздействие направлено на реализацию образовательной задачи: развитие умения выполнять ритмичные прыжки на гимнастических мячах, отталкиваясь от пола, соблюдая равновесие, коррекционной (развитие ловкости, координации движений, оздоровительных задач (формированию правильной осанки, укреплению опорно-двигательного аппарата).
Переживая за подготовленность главного героя в рядах морского флота,дети исполнили ритмический танец «Яблочко» по показу взрослого. Работа по отработке танцевально-ритмических движений осуществлялась поэтапно, поскольку данный вид работы достаточно сложный, требует от детей синхронности, плавности выполнения движений рук и ног под ритм музыки, своевременной переключаемости с одного вида движений на другой.
Сложным оказалось построение на танец в три колонны, с соблюдением расстояния между танцующими под ритм музыки. В дальнейшем планирую продолжать включать в занятия элементы танцевально-ритмических движений не только по показу взрослого, но и по словесной инструкции, развивая двигательную, образную память.
Благодаря поддержке детей, леший полностью подготовился к армии. Дети получили много положительных эмоций!
В целом занятием довольна, как показал опрос детей во время занятия, запас речевых знаний по изучаемой лексической теме для дальнейшего обучения у большинства детей сформирован. В перспективе планирую продолжать работу по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей и развитию у них речевых навыков и умений.
Выводы.
Театрализованная деятельность на занятиях разной направленности несёт большую пользу детям и помогает им достичь высоких результатов не только в развитии чувств, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, но и в развитии многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т. д. … Так как в процессе театрализованных игр развивается в первую очередь способность к невербальному и вербальному общению, что так важно для дошкольников. Именно эти универсальные особенности данной деятельности дают возможность педагогам выстраивать на её основе взаимодействие с детьми, а также устанавливать контакты с различными специалистами (воспитателями, логопедом, музыкальным руководителем).