Луиза Фейтуллаева
Освоение детьми способов описания объектов и явлений природного мира с помощью «методики маленьких человечков»
▼ Скачать + Заказать документы
Освоение детьми способов описания объектов и явлений природного мира с помощью «методики маленьких человечков» (ММЧ)
Консультация для воспитателей.
Слайд №1
Метод ММЧ помогает формированию у детей диалектических представлений о различных объектах и процессах неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность. Метод моделирования маленькими человечками позволяет наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов.
Слайд №2
Публикация «Освоение детьми способов описания объектов и явлений природного мира с помощью „методики маленьких человечков“» размещена в разделах
Цель метода
Цель: Формирование умений анализировать вещества и объяснять элементарные физические процессы. Создать условия для усвоения обобщенной модели веществ и явлений.
Слайд №3
Технологическая цепочка
1 ШАГ. В повседневной жизни детей обращать внимание на физические явления, происходящие в природе через анализаторы (руки, глаза, уши, нос, язык).
2 ШАГ. Вместе с детьми педагог выясняет, что явления и объекты бывают твердыми, жидкими, газообразными, что можно отнести к этим понятиям. Рассматривание объектов и явлений не только в статике, но и в движении: льющаяся вода из крана, кипящий чайник. Проводятся тренинги согласно методическим рекомендациям в книге Т. В. Владимировой.
3 ШАГ. После освоения детьми механического ММЧ целесообразно выходить на новый уровень рассмотрения взаимодействия объектов и явлений – схематизацию.
4 ШАГ. По мере усвоения алгоритмов описания простых процессов и явлений рекомендуется знакомство с цепочками превращения вещества.
5 ШАГ. Дети самостоятельно исследуют и описывают процессы и явления, а так же выдвигают гипотезы и проверяют их через опыты.
6 Шаг. С 6 –ти лет дети самостоятельно или небольшой помощью воспитателя могут научить кого-либо работать с моделями вещества и моделировать решения проблемных ситуаций в неживой природе.
Реализация технологической карты возможна после тренингов, на которых дети классифицируют объекты окружающего мира по некоторым основаниям. Полное описание работы находится в книге Т. В. Владимировой «Шаг в неизвестность».
Знакомство с маленькими человечками начинается со средней группы через наблюдения за окружающим миром, с помощью анализаторов. В процессе наблюдений пришли к выводы, что окружающий нас мир - разноцветный, имеет разную форму, запахи, звуки, вкус.
Слайд № 4-5-6-7
На начальном этапе в средней группе с детьми проводятся такие игры: «Что могут глаза» «Собери друзей одного цвета», «На что похоже», «Чудесный мешочек», «Что выше», «Что дальше», «Угадай, кто позвал», «Где звенит колокольчик?». К концу учебного года знакомят детей с человечками твердого вещества. (ММЧ)
Прежде чем познакомить детей с моделью маленьких человечков, мы объясняем детям, что все предметы, которые нас окружают, состоят из маленьких частиц, которых мы с вами не видим. Мы их будем называть «маленькими человечками».
Слайд№8
После вносим модели ММЧ.
Слайд №9 Твердые маленькие человечки очень дружные и очень крепко держатся за руки, очень послушные, стоят на одном месте, как солдаты в строю (деревянные, стеклянные, тканевые, пластмассовые человечки обладают общим свойством - держать форму).
Слайд №10 Жидкие маленькие человечки дружные ребята, держатся за руки. Послушные, но могут отодвигаться друг от друга не разрывая рук. (молоко, чай, вода, кисель и т. д. - это человечки капельки, они принимают форму того сосуда, в котором их наливают.)
Слайд №11 Газообразные маленькие человечки не дружат друг с другом. Они любят всюду бегать, потому что очень непослушные (газ, дым, пар, туман).
Слайд №12 Для моделирования ребенку можно предложить картинки с изображением МЧ, для того чтобы создать модель заданному объекту.
Слайд 13 В результате деятельности созданы игры и игровые упражнения для детей дошкольного возраста с помощью метода моделирования маленькими человечками.
Слайд 14
В играх и упражнениях с Маленькими Человечками развиваются воображение, фантазия, речь.
В старшей группе мы продолжаем усваивать способ описания мира неживой природы. Знакомим с жидкими человечками. Более углубленно изучаем свойство жидкостей.
Слайд 15
С помощью метода ММЧ мы рассмотрели условия перехода вещества (на примере воды) из одного агрегатного состояния в другое. Вместе с детьми мы проводили опыты, рассуждали, выдвигали гипотезы, находили ответы. Знакомим детей о переходе воды из одного состояния в другое.
Слайд 16 В дальнейшем мы переходим к схематизации.
Читаем: снег – твердое (твердые человечки, под воздействием теплой (горячей) температуры, снег растаял и превратился в воду (жидкие человечки)
Слайд 17 Три агрегатных состояния воды (Дать понятие о трех агрегатных состояниях воды).
Слайд 18 (Схема) Читаем: лед - твердое вещество (твердые человечки, под воздействием теплой (горячей) температуры лед растаял и превратился в воду (жидкие человечки). Под воздействием горячей температуры вода испарилась и превратилась в пар (газообразные человечки).
Слайд 19 -20 На примере круговорота воды в природе, дети узнают, что маленькие человечки могут превращаться друг в друга.
Круговорот веществ в природе. В море живут жидкие маленькие человечки. От яркого солнца им становится жарко, и МЧ начинают быстрее двигаться и отодвигаться друг от друга. Вдруг их руки расцепляются, и жидкие МЧ становятся газообразными. Газообразные МЧ пара с теплым воздухом поднимаются вверх, охлаждаются и опять становятся жидкими МЧ, собравшись в облако. Ветер несет облако на сушу, и идет дождь.
Слайд 21
В подготовительной группе дети знакомятся с человечками газа, а также с явлениями неживой природы, как трение, тепловые явления, свет, магнетизм, электричество.
Можно сделать вывод, что занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников. Полученные знания, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом.
Спасибо за внимание!