Папки-передвижки

Осуществление дифференцированного подхода в процессе музыкальной деятельности

Светлана Борсук
Осуществление дифференцированного подхода в процессе музыкальной деятельности

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ДЕТЯМ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Никого не нужно убеждать в важности музыкального развития дошкольников. Музыка, как ни какой другой вид искусства, находит дорогу к сердцу ребёнка, побуждает его к самовыражению. В связи с этим, на музыкальных руководителях лежит большая ответственность: новейшая психология убедительно доказывает, что для воспитания, музыкального в том числе, возраст от 3 до7 лет намного важнее последующего периода. Именно в детском саду закладывается фундамент, происходит накопление решающих музыкальных впечатлений. Поэтому нам нельзя упустить ни одного ребёнка, ведь то, что в этом возрасте упущено, позднее исправить сложно. «Если душа остаётся невозделанной чуть ли не до 7летнего возраста, в ней уже не вырастет то, что надо было сеять раньше» (Золтан Кодай)

Публикация «Осуществление дифференцированного подхода в процессе музыкальной деятельности» размещена в разделах

В последнее время в нашей жизни, общественной и профессиональной, происходит много перемен. Общество изменяется, развивается. И в связи с этим, идёт процесс модернизации образования. Если раньше педагогика ориентировалась в основном на потребности государства, общества, и очень редко на интересы самого ребёнка, то теперь главным объектом процесса образования является ребёнок, его полноценное личностное развитие, успешная самореализация в жизни.

Сложность задач, стоящих перед педагогами вообще и музыкальными руководителями в частности, усугубляется ещё и тем, что наряду с возрастными особенностями, существуют очень большие индивидуальные различия между детьми, которые тоже должны учитываться в процессе воспитания, и музыкального в том числе. Выявление не только отстающих, но и музыкально одарённых детей, является специальной и очень важной задачей педагогов, работающих с дошкольниками.

Музыкальные способности, как и любые другие, формируются и развиваются в деятельности. Традиционно в детском саду было и остаётся четыре основных вида деятельности – это слушание, пение, музыкально-ритмические движения и игра на детских музыкальных инструментах. Каждый вид музыкальной деятельности предъявляет к педагогам-музыкантам свои требования.

(Проведение слушания музыки требует от педагога профессионального владения инструментом для «живого» исполнения музыки, музыковедческих знаний, позволяющих анализировать её. Музыкант, работающий с детьми, должен быть тонким педагогом и психологом, чтобы правильно оценить прочтение ребёнком музыкально-художественного образа, с уважением отнестись к нему.)

Слушание музыки. Мировая музыкальная культура накопила немало сочинений, понимание которых доступно и полезно детям дошкольного возраста. Я стараюсь ввести ребёнка в мир фантазий, научить не только слушать музыку, но и слышать её, чувствовать, думать о том, что рассказывает музыка. Даю понять, что каждому музыка может рассказать о своём, каждый свободен в своих мыслях, взглядах и может выразить себя по-своему.

Дифференцированный подход при этом строится так: на первых порах после прослушивания музыки я сама рассказываю о своих впечатлениях, спрашивая: «Похоже?», «Это можно услышать?». Дети соглашаются и у них это откладывается. На последующих занятиях сильные дети активизируются естественным путё м: они повторяют примерно то, что я говорила в прошлый раз. Я соглашаюсь, в обязательном порядке поощряю их (просто хвалю или раздаю медали, и добавляю от себя другие варианты ответов. Насильно к ответу никого не принуждаю, тем более, что в этом нет необходимости: всегда есть желающие ответить, рассказать о своих впечатлениях. Постепенно, глядя на своих товарищей, активизируются и более слабые дети. К середине года в старшей, а тем более в подготовительной группе, высказаться о прослушанной музыке входит у детей не просто в привычку, а в потребность (они даже обижаются, если не спросишь). Дети все без исключения проявляют желание рассказать о своих впечатлениях, причём рассказы удивляют порой даже меня. Например: слушаем «Лебедь» Сен-Санса. Дети абсолютно без всякого намёка с моей стороны (я даже не говорю названия) слышат в музыке воду. Ответы могут быть такие:

- полянка, лёгкий ветерок играет листочками, посередине полянки течёт речка.

- лебедь плывёт по озеру, грустит, машет крыльями

- два лебедя летят по небу, светит солнце, вокруг облака

- рыбки играют в речке;

То есть, к 6-7 годам абсолютно у всех детей есть стойкий интерес к слушанию классической музыки, имеются любимые произведения, дети, так или иначе, высказывают свои впечатления от прослушанной музыки. И ничего страшного, что у одних они более, а у других – менее разнообразны.

Несколько лет назад в нашем детском саду появилась «картинная галерея». Это дало новый толчок нашей работе. Теперь мы пытаемся сочетать различные виды искусства, как бы иллюстрировать музыку лучшими произведениями искусства. Я попыталась подобрать музыку к некоторым картинам (в основном – пейзажам). Например: «Весенняя песня» Мендельсон – «Март» Левитан; «Мелодия для скрипки и фортепиано» Абдуллин – «Февральская лазурь» Грабарь; «Гроза» Вивальди – «Буря на Чёрном море» Айвазовский. Образовательная деятельность стала проходить ещё более увлекательно и интересно. Мы предлагаем детям подобрать картину к звучащей музыке или выбрать музыкальный отрывок (среди 2-3, наиболее подходящий к данной картине. Итогом такой работы являются традиционные занятия: «Чайковский и Левитан – гимн русской природе», «Природа в музыке и живописи» «Язык музыки» и другие.

Движения под музыку являются для детей одним из наиболее привлекательных видов музыкальной деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, реализовать свою энергию. Главную свою задачу я вижу в том, чтобы дети испытывали ощущение удовлетворения и удовольствия от выполнения разных видов движений, самоутверждались, развивали чувство ритма, творческую активность. Дети по природе своей подвижны. Учитывая эту их особенность, возрастные возможности, принцип от простого к сложному, стараюсь не забывать и об индивидуальных возможностях детей. Как в этом случае приобщать к движениям под музыку не только одарённых детей, но и неловких, заторможенных, которым нужно обрести чувство уверенности в своих силах? Для таких детей я подбираю материал, в котором могут проявиться возможности ребёнка, его изюминка и индивидуальность, а слабые стороны наоборот, будут завуалированы. Например, есть у нас девочка инвалид (проблемы с ногами). В прошлом году я специально под неё ставила танцы-песни. Она, стоя в середине, пела (девочка хорошо поё т: голосок чистый, звонкий, а другие дети (несколько пар или вся группа) танцевали. Другой пример: в средней группе есть игровой танец «Пастушок». Звучит песня, в середине сидит пастушок, играет на дудочке. Вокруг него танцуют девочки с платочками. Для этой игры я подбираю тех детей, которые не очень хорошо справляются с более сложными танцами. Налицо – главная роль для неуверенного, медлительного мальчика. Он – солист, которому только и надо, что в определённое время дудеть в дудочку, а несколько девочек выполняют простые движения: приседания, взмахи платочками, кружение.

Дети старшей и особенно подготовительной групп любят танцевать под фонограммы детских песен. Танцевать под такую музыку очень сложно : нужно чётко держать заданный ритм, который не замедлится, если кто-то что-то не успел. Дети к подготовительной группе очень неплохо справляются с такими танцами. Те из них, которых мы считали в предыдущих группах слабыми, видимо, накопив запас навыков и умений, выравниваются с детьми среднего уровня. На такие танцы, естественно, берём всех детей. Если это пары, как в танце «Кошки-Мышки», то ставим вместе способного ребёнка и менее способного, говоря на ушко первому: «помогай ему», и у менее способного постоянно хороший пример и помощь. Если это общий танец, ставлю детей врассыпную по всей площади зала в шахматном порядке. В первый ряд ставим одарённых детей, таким образом, дети свои движения с детьми первого ряда и приучаются танцевать без показа взрослого. При этом, надо не забывать хвалить, поощрять всех детей. Я придумала такой приё м: говорю: «Погладьте себя по головке (щёчкам, плечикам, ножкам) и скажите себе «я – молодец!». Всем детям приятно, когда их гладят, но, поскольку я не могу несколько раз за занятие обойти и погладить каждого ребёнка, они делают это сами и очень любят эти моменты. По опыту я знаю, что при регулярных занятиях умения и навыки у детей имеют свойство накапливаться и прорываться. Ребёнок может отставать год, два, а потом вдруг «прорваться» и начать танцевать лучше многих других. Вот так к подготовительной группе выравниваются почти все дети.

Пение - один из наименее разработанных разделов музыкальной работы с детьми. Современный подход предполагает не только разучивание песен и работу над чистотой интонирования, но и постановку детского певческого голоса и развитие вокального слуха. Этот раздел включает так же формирование элементарных хоровых и индивидуальных навыков, работу над выразительностью и музыкальностью исполнения. В процессе обучения детей пению так же необходимо постоянно помнить о дифференцированном подходе. Чтобы ребята не боялись солировать, учить этому нужно начинать уже со средней группы. Первую же песню, после того как она разучена, я предлагаю детям спеть по одному или вдвоём. Естественно, сначала откликаются наиболее активные дети. Но, постепенно, песня за песней, все дети поют на занятиях индивидуально и в парах. И ещё, не все дети могут проявить себя в хоровом пении на обычных занятиях. Я в этом убедилась, когда в первый раз ставила детскую оперу, как мне казалось в «непоющей» группе. Когда мы стали учить отдельные партии, дети запели, раскрылись даже те, от которых мы ничего особенного и не ожидали. Сейчас мы всё чаще используем такие номера, в которых дети имеют возможность поверить в свои силы, выступить соло.

Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. Именно здесь ребёнок легче всего проявляет свою активность, самостоятельность. Это самый доступный для него вид исполнительской деятельности. Занятия в оркестре дают позитивный результат всем без исключения детям независимо от того, как быстро продвигается ребёнок в своём музыкальном развитии. Наши дети любят этот вид музыкальной деятельности больше всего. Раньше, когда я только начинала рвботать, я отбирала в оркестр наиболее одарённых детей, остальные, как мне казалось, играли неритмично, невпопад. Теперь я понимаю, что просто неправильно с ними работала. Сейчас у нас в оркестре играют абсолютно все дети. Дифференцированный же подход осуществляется так : одарённым детям даются более сложные партии и инструменты, другим – полегче. Это на выступлениях. На обычных же занятиях дети берут инструменты какие захотят и мы либо играем запланированные произведения, либо «озвучиваем музыку», в основном классическую.

По моим многолетним наблюдениям, я с уверенностью могу сказать, что если детей не торопить, не добиваться, не ждать быстрого результата, этот самый результат сам собой вдруг является, удивляя и поражая. Нередко, например, дети, которые не поют, рта, можно сказать не открывают, в один прекрасный день начинают петь начинают петь, причём очень неплохо. А те дети, которые двигались так, что и без слёз не взглянешь (не получая постоянных замечаний по этому поводу) и ты уже ничего не ждёшь от них, опять же вдруг, в самый неожиданный момент, видимо накопив кокой-то определённый объём умений и навыков, становятся грациозными и выразительными. Итак, планомерная работа, терпение, уважение к личности ребёнка – залог успеха и результативности.

Публикации по теме:

«Колобок наоборот». Комплексное интегрированное занятие с элементами театральной и музыкальной деятельности«Колобок наоборот». Комплексное интегрированное занятие с элементами театральной и музыкальной деятельности Цель занятия: содействия всестороннему развитию личности дошкольника через театр и музыку. Задачи: 1. Приобщение детей к театральной культуре.

Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельностиКреативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности «Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности» В последнее время мы наблюдаем стремительное увеличение.

«Осуществление интеграции разных видов детской деятельности через реализацию социального проекта «Мама — солнышко лучистое». Наш детский сад ведет большую работу по реализации ФГОС в образовательном процессе. Я, считаю, что данную работу лучше осуществлять через.

Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС»Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС» Люблю различного рода семинары, где можно посмотреть, как работают воспитатели в других детских садах, почерпнуть для себя что-то новенькое.

Использование авторских игр и пособий в музыкальной непосредственно-образовательной деятельности в детском садуИспользование авторских игр и пособий в музыкальной непосредственно-образовательной деятельности в детском саду Музыкально-дидактическая игра с кубиками "Музыкальные загадки "Сказки" Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию музыкально-дидактическую.

Методические рекомендации осуществления системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Данный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Осуществление системно-деятельностного подхода при использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОНР Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Экспериментирование в процессе изобразительной деятельности. Часть 2Экспериментирование в процессе изобразительной деятельности. Часть 2 ПРОДОЛЖЕНИЕ3. Освоение разных техник и инструментов изображения:. - использование кистей разных видов и толщины: мягкие, щетинные,.

Детское экспериментирование в процессе изобразительной деятельностиДетское экспериментирование в процессе изобразительной деятельности Экспериментирование в процессе изобразительной деятельности проявляется как в познании и использовании в творчестве свойств и качеств предметов.

Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования»Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Осуществление дифференцированного подхода в процессе музыкальной деятельности
Опубликовано: 26 сентября 2022 в 11:33
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД