Лидия Бебко
Особенности эстетического восприятия и эстетических суждений у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Восприятие и понимание прекрасного начинается в детстве. «Все прекрасное, что существует в окружающем мире и создано человеком для других людей, должно коснуться сердца ребенка и облагородить его», - утверждал В. Сухомлинский.
Первые шаги в безграничном, сложном и загадочном ми-ре ребенок делает в дошкольном возрасте. По словам Януша Корчака, она стремится создать в нем свой мир детства, добра и красоты, своеобразный микрокосм реального мира. Взрослый помогает ей найти, почувствовать и понять красоту поэзии, музыки, живописи, а через искусство глубже осознать все, что ее окружает: природу, предметы, труд человека и его духовное достояние. Красота неразрывна с добротой, она облагораживает жизнь, вдохновляет человека на добрые дела. Введение ребенка в мир красоты и гармонии является важной задачей эстетического воспитания.
Публикация «Особенности эстетического восприятия и эстетических суждений у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Эстетическое (греч. aisthetikos - чувственный) воспитание - последовательное формирование у детей эстетического отношения к жизни, развитие восприятия и понимания прекрасного в искусстве, природе, взаимоотношениях людей, художественных потребностей и способности к художественному творчеству.
Красота неразрывно связана с душой человека, его трудом, поведением, речью, внешностью. Творческая душа человечества, в том числе и украинского народа, создала настоящие шедевры воспитания у ребенка чувство прекрасного от маминой колыбельной песни в сложных видов искусства, которыми может овладеть человек в течение жизни, если их основа заложена в дошкольном детстве.
Философской основой теории эстетического воспитания является эстетика, которая своим предметом имеет исследование чувственной культуры человека.
Эстетика - наука об общих закономерностях художественного освоения действительности человеком, сущность и формы отражения действительности и преобразования жизни по законам красоты.
Составляющими этой науки является исследование сущности эстетического как проявления ценностного отношения человека к действительности (специфика, природа, творческий потенциал эстетического, а также оснований и результатов художественной деятельности человека (своеобразие, природа художественного таланта, самобытности искусства).
В своих поисках и открытиях человек опирается на такие понятия, как прекрасное - совершенное по форме и содержанию; безобразное - антипод прекрасного (уродливое, низменное, отвратительное) совершенное - совершенное, изящное, полное положительных качеств; гармония & mdash ; совершенное сочетание всех элементов; мера - соотношение количественных и качественных признаков предмета; ценность - значимость, которой люди придают вещам и явлениям и которая является основой отношения к ним. Все эти феномены тесно связаны с нравственностью, поскольку прекрасным, совершенным, гармоничным является то, что характеризует красоту человека, его труд и результаты этой работы, взаимоотношения других людей. Именно в этих своих проявлениях прекрасное представляет ценность для человека.
Предметная сфера эстетики как науки (природа эстетического, художественного таланта, художественного творчества личности) определяет цели, задачи, содержание эстетического воспитания личности, критерии оценки ее эстетического развития.
Будучи направленным на формирование личности, способной адекватно воспринимать прекрасное и безобразное, наделенного чувством меры в создании художественных ценностей, эстетическое воспитание предполагает развитие чувственной сферы личности, с которой тесно связан ее нравственный мир. Квинтэссенцией (сущностью) его является эстетическое развитие человека.
Эстетическое развитие личности - процесс становления и совершенствования эстетического сознания и эстетической деятельности личности.
Эстетическое развитие имеет целью формирование эстетической культуры личности - своеобразного сплава личностных качеств, обуславливающих критерии его оценки прекрасного и безобразного, проявление чувства меры в собственном творчестве. Эстетическое культуру личности образуют следующие компоненты:
1. Эстетическое сознание - совокупность взглядов, знаний, суждений, оценок, идей, идеалов, ее основой является эстетическое восприятие - процесс отражения сущности предметов и явлений эстетической действительности, соотношение воспринятого с исповедуемыми личностью критериям.
Эстетическое восприятие в процессе осмысления явлений и предметов действительности трансформируется в эстетические взгляды - мнения, суждения, представления о прекрасном и безобразном, которые являются основой отношения к явлениям бытия вообще и явлений искусства в частности. Опираясь на эстетические взгляды, личность определяет для себя эстетический идеал - социальное обусловлен образец совершенства, который является ориентиром в оценке эстетических явлений и собственной художественно-творческой деятельности.
2. Эстетические потребности - внутренняя необходимость в постижении определенных эстетических ценностей и развития определенных умений. Имея в своей основе эстетические чувства - вызванные взаимодействием с эстетическими ценностями (творениями природы и человеческого таланта) эмоции человека, эстетические потребности воплощаются в эстетических вкусах - способности личности к индивидуальному отбора из совокупности эстетических явлений и предметов тех, которые наиболее соответствуют ее взглядам и идеалам, порождают положительные ощущения в процессе восприятия.
Все эти качества не даются человеку от рождения, а является результатом внешних воспитательных воздействий, самовоспитания, художественно-творческой практики.
3. Эстетическая деятельность (практика) - непрерывный процесс формирования и реализации определенных творческих умений, навыков, способностей, гармонизации себя и мира.
Учитывая это эстетическое воспитание можно рассматривать как системную деятельность, направленную на развитие чувственной сферы личности, ее умений воспринимать, оценивать явления эстетической действительности по законам красоты, обогащать в процессе их восприятия свой внутренний мир, овладевать законами творчества и творить. Важной составляющей этого процесса является эстетическое образование - процесс усвоения художественных знаний, умений и навыков.
Все эти качества личности необходимо развивать уже в раннем детстве, сосредотачиваясь на определенных направлениях, подбирая средства, формы и методы, учитывая возрастные особенности детей, прежде всего на особенности их эстетического восприятия.
Эстетическое восприятие является специфической деятельностью, при которой у детей дошкольного возраста формируется способность к познанию объектов окружающего мира с эстетических позиций. На его основе формируется художественное восприятие - познание действительности средствами различных видов искусства. Благодаря художественному восприятию ребенок познает себя, свои взаимоотношения с окружающим миром в «воображаемом поле» художественных образов путем эмоциональной идентификации.
Динамика становления эстетического восприятия дошкольников зависит от их способности к эмоционально-эстетического переживания, которая имеет специфические особенности в раннем, младшем, старшем дошкольном возрасте.
В среднем дошкольном возрасте дети заинтересовываются настроением произведений искусства, замечают связь между содержанием произведения и его выразительными средствами, начинают избирательно относиться к жанрам искусства и конкретных произведений, сравнивать их. Многие из них проявляют художественные интересы, стремление к творчеству, испытывают радость от создания простых рисунков.
Основным путем эстетического развития ребенка является самостоятельная художественная творчество, в котором она открывает новое для себя, а для тех, кто его окружает, - новое о себе. Творчество проявляться в создании собственного продукта (рисунка). Важным направлением эстетического воспитания детей дошкольного возраста является художественное воспитание - воспитание личности средствами искусства, задачами которого являются:
- систематическое развитие эстетического восприятия, чувств и представлений детей,
- приобщения детей к деятельности в сфере искусства, воспитание стремления вносить элементы прекрасного в быт, природу, свою деятельность,
- развитие художественно-творческих способностей в различных видах деятельности.
Эстетическое воспитание тесно связано с воспитанием чувств. Все виды искусства, красота природы способствуют развитию эстетически насыщенного восприятия, которое вызывает волнение, радость, восторг, интерес, стремление создать прекрасное.
Художественные способности проявляются у детей дошкольного возраста индивидуально в разное время и в различных формах. Поэтому ошибочно делить их на способных и неспособных к художественному творчеству. Безусловно, природные задатки детей играют в художественном воспитании значительную роль, однако без систематического обучения развитие их замедляется.
Эстетическое воспитание способствует возможности художественного развития каждого ребенка. Оно формирует самостоятельную художественную деятельность, возникает по инициативе детей, отвечает их интересам и потребностям и требует особого отношения взрослого, косвенного педагогического руководства для сохранения интереса к самостоятельной творческой деятельности.
Итак, эстетическое воспитание - это организация жизни и деятельности детей, способствует развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения к миру.