Ирина Веренцова
Особенности эмоционального развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В раннем возрасте ребенок узнает мир разных эмоций, знакомится с человеческими отношениями. В это время происходит формирование личности, развитие самооценки, эмпатии. Со временем ребенок учится понимать свои и чужие чувства, эмоционально предвидеть последствия своего поведения, его переживания усложняются, и он начинает их осознавать. Всё это является далеко не полной характеристикой особенностей эмоционального развития детей раннего возраста.
Публикация «Особенности эмоционального развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
По мнению Л. И. Божович, в раннем возрасте происходит быстрое физическое и психическое развитие ребенка. В этот период создаются все необходимые человеку физические и психические качества (5, с. 56).
Одну из важных ролей в общем развитии ребенка играет эмоциональное развитие.
Н. Л. Васильева полагает что, эмоциональное развитие детей раннего возраста отличаются своей кратковременностью, неустойчивостью и бурным их выражением. В данном возрасте дети очень ранимы, неуравновешены, что сильно сказывается, на их поведение. К примеру, если в ближайшее время ожидается какое-то важное для ребенка событие или оно недавно прошло, то плаксивость, раздражительность, нарушения сна, аппетита и капризы, привычные спутники ребёнка (10, с. 56).
Часто в группе детей происходит так называемое эмоциональное заражение, например, если заплакал один ребёнок, то начинают плакать и другие дети.
Н. С. Ежкова определяет, что главными причинами возникновения отрицательных эмоций у детей данного возраста являются (17, с. 45) :
- нарушение режима дня;
- неправильное воспитание;
- отсутствие единства требований;
- недостаточно общение со взрослым;
- гиперопека и чрезмерная привязанность к кому-то и т. д.
От возникшей эмоции зависит поведение ребёнка. Переживания, которые возникают у ребенка, могут привести к необдуманным, спонтанным, импульсным действиям.
Е. П. Ильин, в своей работе, отмечал, что «… чувства выполняют побуждающую роль, мотивируя поведение и побуждая к поступкам, в них же закрепляясь» (22, с. 67).
На втором году жизни деятельность ребёнка является преимущественно предметной и от её успешности или неуспешности зависят эмоции детей. Они тесно взаимосвязаны и с другими разными причинами, вызывающими эмоциональные реакции у малыша. Данные реакции могут возникнуть на какие-то предметы, с которыми надо действовать, на определённую ситуацию, на действия ребенка, на результат, который получился, на участие в деятельности взрослого.
Ребенок раннего возраста испытывает отрицательные эмоции, если у него есть объект с которым он не знает как обращаться. Данные негативные реакции говорят о том, что способ действия еще не сформирован и ребёнок нуждается в помощи и поддержке.
Т. В. Гребенщикова утверждает, успешное же выполнение действия, способствует возникновению ярких, положительных эмоций - улыбок, радостных возгласов и т. д. Это говорит о том,что ребенок освоил какое-то действие,однако оно еще не прочно закреплено и можно допустить ошибку,, поэтому малыш часто обращается ко взрослому в поисках поддержки и одобрения, которая необходима ему в этот момент. Поддрежка и похвала со стороны родителей очень важны для ребенка. Важно не игнорировать и не отталкивать его от себя, а помочь ему. Это будет способствовать освоению и прочному закреплению действия (11, с. 69).
Со временем у ребёнка происходит дальнейшая социализация эмоционального развития, теперь его переживания связаны с какими-то умениями и результатами самостоятельной деятельности. Появление эмоций в большинстве случаев говорит об удовлетворении или неудовлетворении познавательной, двигательной или какой - либо другой потребности.
В раннем возрасте у ребёнка развиваются высшие чувства, хотя их предпосылки сложились ещё в младенчестве.
По мнению Л. И. Божович, в возрасте около трех у малыша появляются эстетические чувства. Он способен переживать характер музыки (весёлая или грустная, понимать и радоваться красоте окружающих вещей (одежда, украшения, цветы и т. д.) (5, с. 78).
Предпочтение ребёнок всё ещё отдаёт всему яркому, красочному, однако он уже способен отличить красивое от некрасивого.
В самом начале ребенок делит вещи на красивые и некрасивые, опираясь на суждения взрослого. Ребёнок больше подражает взрослому, чем сам делает подобные умозаключения. Однако малыш быстро учится и в скором времени уже сам начинает обращать внимание на красоту окружающего мира. Ребенок делится своими переживаниями со взрослым, привлекая его внимание к объектам, которые кажутся ребёнку красивыми.
Чувство удивления служит основой для развития у малыша любознательности. В этом возрасте появляются вопросы познавательного характера. Постепенно у ребёнка происходит зарождение новых чувств по отношению к сверстникам. Например, стремление ребёнка привлечь внимание взрослого именно к себе и своей деятельности вызывает такие чувства как зависть, соперничество, ревность и др. Кроме негативных чувств, под влиянием взрослого у ребёнка также появляется чувство симпатии к сверстникам, проявление которой усложняется в 2-3 года.
Дети к трем годам, уже начинают понимать некоторые чувства и эмоции других людей, благодаря накопленному опыту.
Словесное обозначение эмоциональных состояний человека, делает их более понятными для ребёнка. Так, малыш помогает сверстнику встать, отряхнуть одежду, жалеет плачущего, делится игрушками и сладостями.
Л. С. Выготский утверждает что, в данном возрасте у детей возникает избирательное отношение к сверстникам, которое выражается в определённых предпочтениях,но они не бывают длительными. Пока еще ребенок не может проявлять длительное сочувствие и заботу, даже к близким и очень любимым людям, хотя ему уже хорошо понятны их чувства и настроения (9, с. 75).
Отношения у детей со взрослыми, также приобретают новые формы.
Ребёнок всё чаще стараются, чтобы его похвалили. Особое значение для него имеет одобрение и если малыш его не получает, то очень расстраивается.
В этом возрасте у ребёнка активно развивается речь, что приводит к условно-эмоциональному значению определенных слов. Так ребёнок уже понимает, имеет ли слово взрослого положительное отношение к его действиям или, наоборот, хотя это происходит не постепенно. Для того, чтобы ребенку было понятно значение слова, взрослые подкрепляют его тоном, мимикой, жестами и т. д. Например, улыбаясь взрослый хвалит, а нахмурив брови ругает, хлопая в ладошки, радуется и др. Со временем оценивающие слова начинают восприниматься ребёнком без дополнительного подкрепления, и ребенок уже определенным образом реагирует на их значение.
Так постепенно слова становятся основой для дальнейшего формирования чувств и моральных суждений. Таким образом, с появлением слова и его включением в эмоциональные процессы, их протекание изменяется.
В возрасте трех лет ребенок очень эмоционален. Он реагирует на похвалу взрослого. Под ее влиянием которой у малыша развиваются такие чувства как гордость и самолюбие. Вначале ещё эти чувства неустойчивы и возникают только при оценке взрослого, но они очень важны для ребёнка и ребенок стремится всё чаще получать положительную оценку со стороны взрослого.
Со временем, когда положительные оценки, направленные на одни и те же качества, повторяются, чувство гордости становится более устойчивым и постоянным. Похвала взрослого приятна малышу, что является предпосылкой зарождения чувства собственного достоинства, с появлением которого реакции ребенка на внешнюю оценку станут более сложными.
Е. С. Евдокимова считает, что в тех случаях,когда новая оценка взрослого не с ранее полученной, то со стороны ребёнка возникает сопротивление, которое проявляется в том, что он ещё долго гордится качеством, которое оценили раньше, несмотря на отрицательную оценку его в настоящем. Если новая оценка сохраняется в течение длительного времени, то она оказывает непосредственное влияние на перестройку детской гордости. Чувство же, вызванное эпизодической, кратковременно действовавшей оценкой, неустойчиво (18, с. 45).
Положительная и отрицательная оценка взрослого оказывает также влияние на появление чувства стыда, которое является проявлением детского самолюбия, зарождающегося чувства гордости и собственного достоинства.
Чувство стыда формируется у ребёнка на основе ранее полученных представлений о положительно и отрицательно оцениваемых образцах поведения. В раннем дошкольном возрасте круг эмоций детей расширяется, они становятся более глубокими и устойчивыми.
Таким образом, важное значение, для развития ребёнка, имеют такие чувства, как: сочувствие и сопереживание, альтруизм. Эти чувства важны для появления совместной деятельности и сложных форм общения детей.
Сильно изменяются в данном возрасте внешние проявления эмоционального развития. Со временем ребёнок учится сдерживать свои эмоции, контролировать их проявление, выражать свои эмоции в приемлемой форме. Сначала сдерживающим фактором является присутствие взрослого, без которого ребёнок ведёт себя непринуждённо и свободно, а потом малыш сдерживается даже при отсутствии контроля. Анализируя интонацию,мимику, жесты, взгляды и т. д. ребенок начинает понимать, как в обществе принято выражать свои эмоции и понимать эмоции других людей.