Алямкина Галина Николаевна
Особенности взаимодействия с родителями по формированию звуковой культуры речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности взаимодействия с родителями по формированию звуковой культуры речи дошкольников.
Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи. Очень важно, чтобы ребенок слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с детьми.
Родители должны понять, что язык есть главный предмет в деле воспитания, понять значение собственной роли и ответственности в деле развития языка своего ребенка. Устраняя себя от этой роли, передавая ее детскому саду, школе, учреждениям и лицам, они причиняют своим детям огромный и трудно поправимый вред.
Семья является той средой, где беспрепятственно формируются и развиваются ум и воображение ребенка, его вкусы и интересы, а ведь все это и является преддверием, фундаментом правильной литературной устной и письменное речи. Среди родителей бытует глубоко неправильное мнение о том, что речь развивается самостоятельно. На самом деле, чтобы воспитать культуру речи у детей, необходимо воспитать ее у их родителей. Общаясь с мамами и папами детей, мы поняли, что у многих возникают проблемы со знанием правил русского языка. Немалую роль в совместной, комплексной работе воспитателя и семьи может сыграть анкетирование родителей. Анкетирование предполагает чёткое содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования я узнаю состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для меня является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию воспитателя, логопеда, психолога”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы беру на вооружение при планировании работы с родителями. Особенно, на мой взгляд, очень эффективно проводить анкетирование родителей вначале учебного года. Оно помогает более успешному взаимодействию с ними.
Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. От того, как протекают первые встречи с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Поэтому на беседу я приглашаю маму и папу вместе. Для темы беседы я не беру большой объём материала. Ограничиваюсь узким кругом вопросов. Например:
• в какие речевые игры вы играете дома или на улице с ребёнком;
• как ваш ребёнок реагирует на дефекты своей речи (если они есть);
• часто ли вы читаете с ребёнком и обсуждаете прочитанное и др.
Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Я заранее заготавливаю “опорные” карточки, схемы или таблицы. Это облегчает понимание предлагаемого материала родителями.
Домашняя библиотечка.
Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранная мной библиотечка авторских пособий. Например, Смирнова Л. Н. “Обучение дошкольников 5-7 лет чтению”, Цуканова С. П., Бетц Л. Л. “Учим ребёнка говорить и читать (1, 2, 3 период)”, Шумаева Д. Г. “Как хорошо уметь читать!”, Баскакина И. В., Лынская М. И. “Свистелочка. Логопедические игры”, “Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры”.
Консультации я строю так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации стараюсь делать предельно чёткими, содержащими только необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересовали родителей в нашей группе по звуковой культуре речи :
- “Артикуляционная гимнастика”;
- “Развитие мелкой моторики” ;
- “Развитие внимания и мышления” ;
- “Речевые игры дома”;
- “Как научить ребёнка читать” ;
- “Как учить звуко- буквенному анализу” .
Иногда я включаю ту или иную консультацию в повестку дня родительского собрания.
К некоторым консультациям я организую выставку пособий. Например, к теме “Развитие мелкой моторики” : бусы, пуговицы, мозаика, конструкторы, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, кубики. Убеждаю родителей в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Рассказываю о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости
Нетрадиционна форма работы с родителями, которую я успешно использую –открытые занятия. Цели открытых занятий:
• показать способы работы с воспитанниками, которые нужно знать родителям при оказании помощи детям в формировании навыков правильного звукопроизношения, развитию мелодика – интонационной и темпо – ритмической сторон речи;
• привлечь внимание родителей к ребенку, его проблемам;
• показать достижения детей, раскрыть их лучшие стороны, заинтересовать родителей делами ребенка.
Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. О значении средств наглядности точно гласит народная мудрость: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Я внедряю в практику разнообразные формы наглядности по ЗКР : папки, мнемотаблицы, информационные стенды, демонстрационные карточки, инструктивные таблицы, и др. Размещаю литературные, словесно-дидактические игры, проведение которых доступно любому взрослому человеку, например: “Придумай рифму”, “Скажи наоборот” и т. п. Папки-передвижки меняю 2-4 раза в год. В них размещаю материал с практическими советами и рекомендациями, который я тщательно отбираю в зависимости от запросов родителей и необходимости. Информационные материалы регулярно обновляю исходя из темы занятий, т. е. наглядная информация динамична.
Речевой уголок дома я рекомендую “игры на кухне”, “игры на диване”, “игры в ванной”.
Можно проводить игры:
В нашем речевом уголке для родителей я оформила рубрику “Поиграем дома!”, которая знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данной рубрики, я учитываю большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих “Что помоем в тазике?”. Названия каких предметов можно “помыть” в тазике?
• “В стране Фантазии”. Лёжа на диване с закрытыми глазами представить лес (полянку, зоопарк и т. д.) и назвать предметы на заданный звук.
• “Давай искать на кухне слова”. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа?
• “Угощаю”. Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет “вкусное” слово и “кладёт” Вам на ладошку, за тем Вы ему и так до тех пор, пока всё не “съедите”.
Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы. Родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они получают устно. Для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные от меня рекомендации и следовать им, я предлагаю определённый алгоритм действий и вооружаю памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.
При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы я хотела бы отметить обучение родителей практическим приёмам работы. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной, вдумчивой работе воспитателя и логопеда. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту “изюминку”, на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связан с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического процесс, чем друг с другом. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Поэтому наша совместная, трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения, приносит положительный результат и динамику в развитии звуковой культуре речи наших ребят.
Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели, логопеды, психологи и родители действуют согласованно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотина Л. Р., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М. : Айрис пресс, 2006.
2. Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет. // Ребенок в дет-ском саду 2002, №2.
3. Болотина Л. Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ : мет. пособие. -М. : Айрис-пресс, 2006. – 128 с.
4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонетическим недоразвитием. – М. : Школьная Перс, 2003.
5. https://www.bestreferat.ru/referat-205445.html
6. https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/metodicheskoe-posobie-zvukovaya-kultura-rechi-eto-ochen-vazhno
7. https://doshvozrast.ru/rabrod/rabrod.htm