Наталья Янгулова
Особенности восприятия величины детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности и методика формирования и развития у дошкольников представлений о размерах
предметов, величинах и их измерении.
Аннотация. В данной теме раскрываются особенности восприятия величины предметов в раннем и
дошкольном возрасте. Доказывается, что чувственное познание - основа формирования представлений о
протяженности. Показывается роль слова в восприятии и сравнении величины предметов. Отражены задачи,
Публикация «Особенности восприятия величины детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
содержание программных требований и методика формирования представлений о величине в разных возрастных
группах.
Ключевые слова: протяженность, объем, масса, измерение, сравнение величин.
Методические рекомендации. На первом этапе работы над темой необходимо познакомиться с
теоретическими аспектами материала.
Величина и ее измерение.
Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость,
чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо
не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает
существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.
Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с
развитием способности отождествления, распознания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как
математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.
Величина предмета - это его относительная характеристика, подчеркивающая протяженность отдельных частей
и определяющая его место среди предметов однородных. Величина является свойством предмета.
Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием - важнейшим
сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом
процессе участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно-двигательный, причем двигательный
анализатор играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие величины предметов.
Проблему отражения величины нельзя рассматривать только как проблему восприятия. В равной степени она
должна рассматриваться и как проблема мышления.
Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой - опосредуется
мышлением и речью. Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами,
развития глазомера, включения в процесс восприятия слова, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа и
синтеза.
Величина измеряема, относительна, может изменяться без изменения свойств предмета. Значение ознакомления дошкольников с величиной.
Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного
возраста. Умение ребенка научиться выделять величину, давать ей соответствующие названия необходимо не только
для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это влияет на появление
у детей полных знаний об окружающей действительности.
Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в
последующем величиной как математическим понятием. Этой цели служит и усвоение элементарных способов
измерительной деятельности, которая влияет на умственное и математическое развитие ребенка.
Овладение элементарными способами измерения совершенствует глазомер. Развитый глазомер является
основой многих практических навыков и умений и требуется людям разных профессий.
Измерительная деятельность дошкольника способствует развитию у него наглядно-действенного, нагляднообразного и логического мышления.
Овладение измерением в дошкольном возрасте влияет на возникновение предпосылок учебной деятельности.
Дети учатся осознавать цель, осваивать способы достижения, подчиняться правилам, решать практические и учебные
задачи.
Измерительная деятельность формирует математические представления и понятия. С ее помощью можно
решить практические и бытовые задачи.
Особенности восприятия величины детьми раннего и дошкольного возраста.
Величину как особый признак предмета дети начинают выделять очень рано. Так, если маленького ребенка
приучить к тому, что конфета всегда лежит под меньшей из двух чашек, то независимо от места и положения
последних, он будет искать ее именно под меньшей. При этом малыш не осознает величину как отдельный признак
предмета, а воспринимает ее вместе с самим предметом (Н. А. Менчинская).
Выделение величины в качестве самостоятельного признака предмета становится возможным благодаря слову.
Большое значение при этом имеет расстояние от предмета до ребенка. Оптимальным, как показали исследования,
является расстояние в 1—1,5 м от воспринимающего до объекта. Поэтому в первые месяцы жизни предметы
желательно располагать перед ребенком на расстоянии 1—1,5 м.
Величина является сильным признаком (больших предметов всегда «больше»). Вот почему так важно
сформировать у детей умения выделять и объективно оценивать величину предмета.
В. К. Котырло выявила в своих исследованиях, что дети до трех лет различают лишь явно большие и маленькие
предметы. При этом характеристика величин еще не имеет для трехлеток обобщенного значения, а употребляется
относительно того или иного конкретного предмета. Автор отмечает, что если ребенок многократно воспринимает
какой-либо предмет как маленький в группе других, то этот «ярлык» остается за ним и тогда, когда ситуация
изменяется. Важное значение в восприятии величины, по наблюдениям исследователя, имеют практические действия
ребенка (накладывание, прикладывание, взвешивание и др.). Даже дети младшего дошкольного возраста еще не
осознают относительности величины предмета. Собрать пирамидку еще не воспринимается ребенком как задание
установить ряд величин. Малыш может совершать практические действия ради самих действий (пирамидку собирает
ради самого действия).
Для образования самых элементарных знаний о величине необходимо сформировать конкретные представления
о предметах и явлениях окружающего мира.
Старшие дошкольники самостоятельно, без специального требования сопоставляют предметы по величине, но
выделяется в предмете преимущественно одна протяженность: длина, ширина, высота. Без целенаправленного
обучения, как показали исследования Р. Л. Березиной, Т. В. Тарунтаевой, дети не овладевают понятием трехмерности,
а также понятием меры.
Обобщение в речи чувственного опыта различения величины создает основу для формирования представлений
и понятий о величине предметов. Поэтому так важно в обучении уделять должное внимание словарной работе,
усвоению специальной терминологии.
Ориентировка детей в величине предметов во многом определяется глазомером - важнейшей сенсорной
способностью. Развитие глазомера непосредственно связано с овладением специальными способами сравнения
предметов. Вначале сравнение предметов по длине, ширине, высоте детьми проводится практическим путем
наложения и приложения, а затем на основе измерения. Глаз как бы обобщает практические действия руки.
Само слово величина непонятно детям, так как они редко слышат его. Когда внимание детей обращается на
размер предмета, воспитатели предпочитают пользоваться словами одинаковый, такой же, которые многозначны,
поэтому их следует дополнять словом, обозначающим признак, по которому сопоставляются предметы (найди такой
же по величине : длине, ширине, высоте и т. д.).
Выделяя то или иное конкретное измерение, ребенок стремится показать его (проводит пальчиком по длине,
разведенными руками показывает ширину и т. п.). Эти действия обследования очень важны для более
дифференцированного восприятия величины предмета.
Неумение дифференцированно воспринимать величину предметов существенно влияет на обозначение словом
предметов различных размеров. Чаще всего дети по отношению к любым предметам употребляют слова «большой -
маленький». Это связано с тем, что окружающие детей взрослые часто пользуются неточными словами для
обозначения размера предметов (большая линейка вместо длинная).
Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как создает фундамент для развития мышления,
способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде
наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, которые не заметит
взрослый. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится различать параметры величин, их свойства, учится
словесному описанию, использованию свойств предметов в разных видах деятельности. В это время он осваивает
приемы восприятия более сложных явлений.
Величина предмета, т. е. размер предмета, определяется только на основе сравнения. Нельзя сказать, большой
это или маленький предмет, его только можно сравнить с другими. Восприятие величины завит от расстояния, с
которого предмет воспринимается, а также от величины предмета, с которым он сравнивается. Чем дальше предмет от
того, кто его воспринимает, тем он кажется меньшим, и наоборот, чем ближе – тем кажется большим.
Характеристика величины предмета зависит также от расположения в пространстве. Один и тот же предмет
может характеризоваться то, как высокий (низкий, то, как длинный (короткий). Это зависит от того, в
горизонтальном или вертикальном положении он находится.
Величина конкретного предмета характеризуется такими свойствами: сравнимость, изменчивость и
относительность.
Определение величины возможно только на основе сравнения, так как сравнимость - основное свойство
величины. Благодаря сравнению можно прийти к пониманию отношений и к новым понятиям: «больше», «меньше»,
«равно», которые определяют различные качества, в том числе длину, ширину, высоту, объем и многие другие. 96
Величина характеризуется также изменчивостью и относительностью. Один и тот же предмет может быть
определен нами как больший или меньший в зависимости от того, с каким по размерам предметом он сравнивается.
4
Сравниваемость, изменчивость, относительность - основные свойства величины могут - быть осмыслены
дошкольниками в самой конкретной форме, в действиях с разнообразными предметами при выделении и
сопоставлении их длины, ширины, высоты, объема.
Дети трехлетнего возраста воспринимают величину предметов недифференцированно, т. е. ориентируются на
общий объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту.
Дети четырех лет уже дифференцированно подходят к выбору предметов по длине или ширине, но при
условии, если длина предмета превосходит ширину. Для детей старшего дошкольного возраста требуется
незначительный срок для овладения всех трех измерений.
Измерение включает в себя две логические операции: первая - это процесс разделения, который позволяет
ребенку понять, что целое можно раздробить на части; вторая - это операция замещения, состоящая в соединении
отдельных частей.
Сущность измерения состоит в количественном дроблении измеряемых объектов и установлении величины
данного объекта по отношению к принятой мере. Посредством операции измерения устанавливается численное
отношение между измеряемой величиной и заранее выбранной единицей измерения, масштабом или эталоном.
Деятельность измерения довольно сложна. Она требует специфических умений, знакомства с системой мер,
применения измерительных приборов. Использование условных мер делает доступным измерение детям. Термин
«измерение условными мерками» означает возможность использовать средства измерения.
В детском саду ребята овладевают несколькими видами измерения условной меркой. К первому виду следует
отнести линейное измерение, когда дети с помощью полоски бумаги, палочек, веревок, шагов и других условных
мерок учатся измерять длину, ширину, высоту различных предметов. Второй вид измерения - определение с 97
помощью условной мерки объема сыпучих веществ: дети учатся кружкой, стаканом, ложкой и другими
емкостями вымерять количество крупы, сахарного песка в пакете. Третий вид - это измерение условной меркой
жидкостей, чтобы узнать, сколько стаканов воды в графине и т. п.
Применение мерок придает точность устанавливаемым в процессе измерения отношениям «равенство -
неравенство», «часть - целое», позволяет полнее и глубже выявить их свойства.
Таким образом, в дошкольном образовательном учреждении измерительная деятельность носит элементарный,
пропедевтический характер. Ребенок вначале учится измерять объекты условными мерками, и лишь в результате
этого создаются предпосылки для овладения «настоящим» измерением.
5.5. Задачи и содержание формирования представлений о величине предметов в дошкольном возрасте.
Задачи работы в первой младшей группе
Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров (большой дом – маленький домик, большая
матрешка – маленькая матрешка, большие мячи – маленькие мячи и т. д.)
Методика
В процессе игр и активной деятельности с предметами воспитатель развивает у детей представления об их
величине. Эти игры носят эмпирический характер. Воспитатель постоянно привлекает внимание детей к размерам
игрушек, формирует опыт различения предметов контрастных размеров, показывает и называет большие и маленькие
предметы.
Задачи во второй младшей группе
Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении размеров предметов соизмерять
один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом, пользуясь
приемами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: длинный-короткий,
5
одинаковые (равные) по длине, широкий- узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий – низкий, одинаковые
(равные) по высоте, большой- маленький, одинаковые (равные) по величине.
Требования к наглядному материалу во второй младшей группе
Предметы (ленты, полоски бумаги, шарфы и т. п.) должны быть контрастных размеров и отличаться только
одним признаком, по которому дети будут сравнивать эти предметы. Разница в сравниваемом признаке должна быть в
демонстрационном материале не менее 10-15 см, в раздаточном – не менее 5 см.
Приемы обучения
Показ того или иного признака: длина – слева направо; ширина – поперек предмета; высота - снизу вверх.
Воспитатель проводит рукой вдоль предмета 2-3 раза. Затем дети пальчиком показывают выделенный признак
2-3 раза. Толщина сравнивается путем обхвата округлых предметов пальцами обеих рук или одной.
Приемы наложения и приложения
Первым дается прием приложения, т. к. предметы первоначально имеют один цвет.
Например, сравнивая длину, дети кладут предметы рядом и подравнивают их концы с одной стороны.
Пользуясь наложением, совмещают также верхние и нижние края.
Задачи работы в средней группе
Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины)или
толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в
речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента – самая широкая,
фиолетовая – немного уже, красная – еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент. Она
самая узкая и т. д.
Дети продолжают сравнивать предметы, раскладывая их в убывающем и возрастающем порядке
Обращают внимание детей на свойства упорядоченного по величине ряда предметов : относительности,
транзитивности. Проводят игры «Разложи по порядку», «Наведи порядок», «Построй по росту», «Найди место
предмета», «Узнай, акой предмет лишний», «Какого предмета не хватает?»
Игра «Уложим кукол спать»
Цель: закрепить умение сравнивать два предмета по длине, ширине и высоте приемом приложения друг к
другу, воспитывать доброжелательность, усидчивость. Оборудование: 2 куклы, разные по росту, 2 кроватки разной
длины, 2 стула разной высоты, 2 простыни разной длины, 2 одеяла разной ширины. Возраст : 3–4 года.
Ход игры: В гости к детям приходят две куклы. Они знакомятся с ними, играют. Дети угощают их вкусным
печеньем, чаем. Дети и не заметили, как пришла пора отдохнуть куклам. Их надо уложить в кроватку. Так как эти
куклы разные по росту, им надо правильно подобрать кроватку и постель. Дети с помощью воспитателя выполняют
это задание. Из коробочки они достают простыни, одеяло, сравнивают их и застилают постель, правильно укладывают
кукол спать. Воспитатель следит за речью детей, акцентируя внимание на то, чтобы они правильно употребляли слова
результата сравнения: «выше – ниже»; «шире – уже»; «длиннее – короче».
Работа над речью детей
Воспитатель должен обращать внимание на употребление детьми точных словесных обозначений признаков
предметов. новые слова он выделяет интонацией. Дает образец ответа.
Задачи работы в старшей группе
Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины)или
толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в
речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента – самая широкая,
6
фиолетовая – немного уже, красная – еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент. Она
самая узкая и т. д.
Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно- с помощью третьего (условной
меры, равного одному из сравниваемых предметов.
Развивать глазомер детей, умение находить в специально организованной обстановке предметы длиннее
(короче, выше (ниже, шире (уже, толще (тоньше) образца и равные ему.
Дети продолжают сравнивать предметы, раскладывая их в убывающем и возрастающем порядке
Обращают внимание детей на свойства упорядоченного по величине ряда предметов : относительности,
транзитивности. Проводят игры «Разложи по порядку», «Наведи порядок», «Построй по росту», «Найди место
предмета», «Узнай, какой предмет лишний», «Какого предмета не хватает?»