Александра Болатаева
Особенности восприятия поэзии детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой психическую деятель-ность, своеобразно сочетавшую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» – писал А. В. Запорожец.
Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый ду-ховный опыт человека.
Публикация «Особенности восприятия поэзии детей 3–4 лет» размещена в разделах
Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия худо-жественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего». Восприятия художественной литературы рас-сматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в резуль-тате чего возникает эффект личного присутствия, личного уча-стия в событиях.
В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.
О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художе-ственного произведения три стадии:
- непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе - главное место занимает работа вообра-жения и эмоций);
- понимание идейного содержания произведения (в основе – мышление, осознанное переживание);
- влияние художественной литературы на личность читателя (через единство чувства и сознания);
Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия : дети не любят плохого конца, герой дол-жен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мы-шонка съела кошка).
Художественное восприятие ребенка, на протяжение до-школьного возраста развивается и совершенствуется.
Л. М. Гурович, на основе обобщения научных данных и соб-ственного исследования, рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения. Она выделила два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и ис-кусство слова, становятся для ребенка самоценным.
Для детей младшего дошкольного возраста характерно:
- зависимость понимания текста от личного опыта ребенка;
- установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом;
- в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков;
- эмоциональные отношения к героям ярко окрашено;
- наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи;
Основные закономерности в восприятии стихов детьми до-школьного возраста вскрыл К. И. Чуковский. В книге «от 2 до 5» он выделил три этапа детского стихотворчества, которое совпа-дает с тремя качественно различными этапами восприятия стихо-творений детьми дошкольного возраста. Эти этапы показывают, что является наиболее значимым, интересным в поэтических произведениях для дошкольников различных возрастных групп.
1 этап
Это упражнения речевого аппарата, период младенческого лепета (от 7 месяцев до 2-х лет) В это время ребенок повторяет отдельные звуки, слоги, слова, по симметричному расположе-нию гласных звуков они являются совпадающей рифмой: ма-ма, па-па, бо-бо-бо и другие.
Сама структура младенческого лепета «принуждает» ре-бенка к стихотворству. Рифма преддошкольника есть «побоч-ный» продукт неутомимой работы ребенка над своим голосовым аппаратом. Младенец биологически предрасположен к ритмиче-ской речи, к рифме.
2 этап
Этап рифмотворства, неизбежный этап языкового развития (от 2-х до 5-ти лет). В этом возрасте все дети в той или иной сте-пени испытывают влечение к рифмованным звукам и предаются играм в созвучия.
К. И. Чуковский отметил следующие особенности стихов детей от двух до пяти лет :
- стихотворения детей от 2 до 5 всегда возникают во время прыжков и подскакиваний (он назвал эти стихи «экстатиче-скими»);
- это экспромты, порожденные радостью;
- стихи выкрикивают множество раз;
- они короткие, не длиннее двустишия;
- они освобождаются детьми от лишнего груза, т. е. от за-труднительных звуков;
- дети упиваются стихами, даже не вникая в их смысл, т. е. они часто бессмысленны;
- в стихах используются «деформированные» слова, чтобы не нарушить ритм;
Особенности стихотворства детей в виде экспромта, игры, пляски соответствуют и особенностям восприятия детьми поэти-ческих произведений.
Детское стихотворство – признак избытка играющих сил. Оно – явление того же порядка, что и кувыркание или махание рука-ми.
Печальный, хилый или сонный ребенок в возрасте от 2 до 5 лет не создаст ни одного стиха.
В глазах детей стихи неотделимы от потребности в движении, от танца. Дети склонны измерять «плясовостью» даже волшеб-ные сказки.
Характерной особенностью младшего дошкольника, как от-мечают исследователи детства, является необычайная тяга к рит-мически организованному складу речи, звучным ритмам и риф-мам, выразительной интонации.
Влечение к рифмам присуще всем детям от 2 до 5 лет. Они предпочитают стихи прозе.
3 этап
По мере того, как дети становятся старше, «экикики» умирают в их поэзии, и дети постепенно усваивают форму стиха. На 6-7 году жизни они понемногу переходят от эмоциональных выкри-ков к чисто литературным стихам.
В начале создается переходная форма, где господствует хорей и рифмованные строки расположенные рядом, но эти строки вы-ходят за пределы двустиший, а их тема становится гораздо сложнее. Через определенное время стихи становятся нестройны и бесформенны, ритмы начинают заметно хромать, потому что к этому времени ребенок утрачивает моторные ощущения стиха, это чаще всего рассуждение, раздумье.
В этом отношении новый период детского стихотворства представляет собой высшую стадию по сравнению с предыду-щим периодом, именно потому, что оторваны от жеста и пения. Оттого-то в эту пору – от пяти до десяти лет – дети так часто слагают белые, «свободные» стихи – без всякого ритма.
До 4-х летнего возраста ребенок был и поэт, и певец, и плясун одновременно, а теперь стихотворство впервые становится для него самостоятельной деятельностью, отделенной от всякого другого искусства.
Кончился период слияния поэзии с криком и топотом ног, началось эпоха дифференциации искусств, теперь стих – это са-мостоятельное целое.
III этап периода детского стихотворства, представляет собой высшую стадию по сравнению с предыдущим периодом.
Многие исследователи выявили в особенностях восприятия поэзии младшими дошкольниками общие черты:
1. Тесная зависимость понимания от непосредственного лич-ного опыта ребенка.
Литературные факты, которые совпадают с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно. Факты же, противоречащие опыту не совпадающие с ним часто осознаются неверно.
2. Слушая литературные произведения, дети прежде всего устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события следуют друг за другом, и последующее логиче-ски вытекает из предыдущего.
3. При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка главный персонаж. Детей интересуют его внешность, действия, поступки. Ребенок видит действия и поступки персонажа, но не понимает его переживаний, мо-тивов поведения.
В дошкольном возрасте, который можно назвать, апогеем дет-ского поэтического восприятия, нужно дать детям поэтические произведения высокого класса, чтобы заложить прочный и устойчивый интерес к поэзии, который будет развит в школьные годы.
Поэтому к стихам, которые предлагаются детям надо отне-стись с высокими требованиями с точки зрения художественно-сти, содержательности, с тем, чтобы интерес к стихотворным произведениям был постоянным.
Таким образом, главная задача педагога, работающего с ма-лышами, умело поддерживать естественную возрастную тягу к стихам, добиваться более полного, активного отношения к поэ-тическим произведениям.