Пятакова Марина
Особенности восприятия невербальной информации детьми с 5–6 лет с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие неречевых средств общения у ребёнка с нормальным зрением происходит по подражанию в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дети с нарушением резко ограничены или лишены возможности, овладеть неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию. В результате слабовидящие дети в 5-6 лет не владеют неречевыми способами общения даже на уровне трёхлетних зрячих детей.
Публикация «Особенности восприятия невербальной информации детьми с 5–6 лет с нарушениями зрения» размещена в разделах
Научные исследования показали,что зрение играет основную роль в процессе восприятия человека человеком (А. Бодалев) и процессе общения людей (А. Золотнякова, .А. Леонтьев, .М. Соковнин). Отсутствие зрительного анализа ведет к потере основного канала информации, которая характеризует партнера по общению и затрудняет обратную связь с ним (одно из условий акта).
Тифлопсихология отмечает у слепых и слабовидящих закономерные изменения в сфере внешних проявлений, связанных нарушением функций зрения.
Все выразительные движения (кроме вокальной) при глубоких нарушениях зрения ослаблены. Причем степень ослабленности зависит от времени возникновения и тяжести расстройства зрительного анализатора. Смазанность,упрощенность мимики,жестов,пантомимики достигает такой степени, что даже,безусловно-рефлекторные, выразительные движения, сопровождающие состояние горя, радости, и другие, проявляются при глубоких нарушениях зрения в ослабленном виде. Исключение составляют только оборонительные движения, сопровождающие переживание страха.
Отсюда инвалидам по зрению характерно вялая,бедная,маловыразительная
мимика; иногда наблюдается амимия. Тоже относится к жестам и пантомимике.
Вялое,порой неадекватное проявление эмоций у лиц с нарушением зрения, зачастую сочетающееся с навязчивыми движениями (частое потряхивание руками,подскоки на пружинящих ногах,надавливание пальцем на веки, ритмичные покачивания туловищем или головой и др. ,мешает зрячим по достоинству оценивать нравственные,интеллектуальные,профессиональные и другие качества слепых и слабовидящих. Так,чрезмерно улыбчивых слепых зрячие на работе воспринимают как подхалимов,а на как интеллектуально не полноценных,а на улице как интеллектуально не полноценных.
Слепые дети с остаточным зрением и слабовидящие дети при разговоре часто кажутся зрячим странными,потому что наступают на собеседника. Это вызвано желанием разглядеть собеседника и если он отступает,то дети двигаются за ним.
Взрослые люди с дефектами зрениями стараются контролировать свое поведение и сдерживать себя,чтобы не приближаться к собеседнику ближе того расстояния, на котором он сам остановился, хотя желание приблизиться, развернуть человека так,чтобы можно было получить какую-то зрительную информацию,существует [5,. 104].
Невладение неречевыми средствами общения усложняет коммуникативную деятельность, а значит затрудняет адаптацию лиц с нарушением зрения в обществе нормально видящих людей. Вследствие этого многие слепые и слабовидящие дети оказываются в состоянии изоляции от зрячих сверстников. Дефицит общения затем приводит к комплексам неполноценности.
Отсутствие навыков невербального общения, так - или иначе, отрицательно сказывается на инвалидах по зрению всю жизнь. Например,очень талантливые певцы не могут попасть на эстраду.
Овладение неречевыми средствами общения слепым и слабовидящим не обходимо, также как и зрячим, для более полноценного общения с окружающими людьми в различных бытовых ситуациях,в трудовых коллективах. Зрячие, как правило,владеют неречевыми средствами общения,однако, для них выпускается специальная литература,позволяющая глубже постичь язык телодвижений. В системе воспитания и обучения лиц с нарушением зрения этой стороне общения до сих пор не уделялось должного внимания.