Хребет Лариса Станиславовна
Особенности восприятия классической музыки детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок четвёртого года жизни способен эмоционально откликнуться на музыку, воспринять её общий характер, настроение, определить элементарную жанровую принадлежность произведения, услышать тембровые, динамические, а иногда и ритмические особенности. При определении общего характера музыки малыш ориентируется не на весь комплекс выразительных средств, а на какое-либо одно, чаще всего темп, реже – тембр или динамику.
На пятом году жизни дети могут слышать большее количество средств музыкальной выразительности – сначала два (чаще всего темп и тембр или темп и динамику, затем три и более.
Публикация «Особенности восприятия классической музыки детьми среднего и старшего дошкольного возраста, Из опыта работы» размещена в разделах
Дети старшего возраста способны осознанно воспринимать музыкальную речь, самостоятельно определять жанровую основу произведения, его характер. Они чувствуют трёх- и четырёхчастную форму, музыкальную фразировку, более тонкие темповые и динамические изменения, ладовую окрашенность.
Самые музыкальные начинают ориентироваться на мелодию и интонацию, что свидетельствует о значительном качественном скачке в развитии музыкального восприятия.
В соответствии с возрастными особенностями я подбираю и репертуар. Это могут быть, как например, "Кукушка" Л. Дакена, "Куры и петухи" К. Сен-Санса, "Маленький беленький ослик" Ж. Ибера, "Кузнечик" С. Слонимского, так и крупные и достаточно сложные произведения – "золотой фонд" мировой музыкальной культуры: "Весна" и "Осень" А. Вивальди, "Весенняя" и "Маленькая ночная сере-нада" В. А. Моцарта, "Подснежник" П. И. Чайковского, "Полька" и "Вальс-шутка" Д. Шостаковича. Но в этом случае задачи облегчаются. Так, "Осень" А. Вивальди из цикла "Времена года" (1-я часть) дети слушают как "очень красивую музыку про осень".
Учитывая, что объём внимания, память у малышей ещё не устойчивы, я в ходе одного занятия предлагаю одну-две миниатюры или одно сочинение крупной формы, с обязательным повторным прослушиванием миниатюр или фрагмента (фрагментов) крупных произведений. Музыкальные произведения-миниатюры прослушиваются на двух-трёх занятиях, произведения крупной формы (камерная, симфоническая музыка) – на четырёх-пяти.
Через какой-то отрезок времени по выбору ребят или моему возвращаемся к ранее прослушанным произведениям.
На занятиях по слушанию музыки с детьми пятого, шестого года жизни уделяю внимание анализу мелодии – основного выразительного средства музыки, ставлю задачу услышать и узнать тембр того или другого знакомого инструмента.
Тембр – одно из важнейших средств музыкальной выразительности. С его помощью можно отделить части произведения друг от друга, усилить и ослабить контрасты, выделить мелодию, аккорд, бас, придать им особый смысл. Восприятие тембровых характеристик музыкального произведения помогает детям понять содержание музыкального художественного образа, обогащает их музыкальное восприятие, делает его более эмоциональным.
Дети старшего возраста способны слышать и узнавать тембр скрипки в "Менуэте" Л. Боккерини, клавесина в "Кукушке" Л. Дакена, "Курице" Ж. Ф. Рамо.
Ознакомление с инструментами симфонического оркестра – это уже тема занятий в конце года. Для прослушивания предлагается симфоническая сказка "Пе-тя и волк" С. С. Прокофьева.
Знакомство с жанрами начинаю с прослушивания близких детям и уже имеющихся в их музыкальном опыте маршей, песен и танцев ("Трёх китов" по Д. Кабалевскому, но контрастных по характеру образа – например, "Марша деревянных солдатиков" П. И. Чайковского и "Марша" Ф. Шуберта или колыбельных П. И. Чайковского и Р. Паулса, Г. Свиридова. Или пьес близких по настроению: "Бабочки" Ф. Куперена и "Бабочки" Г. Шишкова.
Ряд музыкальных произведений после прослушивания использую в разделах: "Музыкальное движение" (К. Дебюсси "Кукольный кэк-уок"; П. И. Чайковский "Марш деревянных солдатиков", "Игра на детских музыкальных инструментах" (В. А. Моцарт – хор из оперы "Волшебная флейта"; Р. Леденёв "Дождь идёт"; В. Агафонников "Табакерка" и др.).
Дети обычно с удовольствием двигаются под музыку. Её настроение определяет эмоциональный характер движений. Двигаясь под музыку, ребёнок переживает её как процесс, имеющий начало, развитие, логическое завершение.
Детям среднего дошкольного возраста доступны простые изобразительные движения – погладить, пожалеть воображаемого котёнка (А. Гречанинов "Котик заболел", покачать куклу ("Болезнь Куклы", которые они выполняют с большим удовольствием.
Дети старшего возраста более свободно владеют своим телом, чем младшие ребята (дети среднего возраста, и двигательно активны. Они могут передать в произведении "Кукла выздоровела" прыжки, хлопки, подскоки.