Татьяна Ярославцева
Особенности восприятия дошкольниками геометрической формы
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности восприятия дошкольниками геометрической формы.
Ярославцева Татьяна Григорьевна, воспитатель ФГК ДОУ №145, г. Можайск
Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми человек определяет форму предмета. Форма ограничивает один предмет от другого в пространстве. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах.
Публикация «Особенности восприятия дошкольниками геометрической формы» размещена в разделах
Каков же путь овладения формой предмета у детей дошкольного возраста и как совершается у них восприятие геометрической фигуры?
Вторая младшая группа Воспринимают геометрические фигуры, как обычные игрушки, называя их именами предметов (цилиндр-стакан, конус-башня и т. д.)
Средняя группа Не сопоставляют геометрические фигуры с предметами, а лишь сравнивают это в своей речи (цилиндр как стакан и т. д.)
Старшая группа Геометрические фигуры начинают воспринимать как эталоны, с которыми сравнивают предметы.
Подготовительная группа Становится доступно элементарное понятие о геометрических формах. Точно выделят соответствующий класс объектов и называют их существенные признаки. Знают простейшие свойства геометрических фигур.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ
УРОВНИ ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ
3 года Хватательные движения.
4 года Активные ощупывающие ладонью и передней поверхностью фалангов пальцев (одна рука).
5-6 лет Ощупывают предмет обеими руками, прослеживают контур объекта, движения «навстречу», «расходящие».
6 лет Последовательное прослеживание кончиками пальцев весь контур фигуры, «моделирование» предмета.
6-7 лет Глазное «моделирование».
Знакомство детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использование их как эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей в их построении, т. е. собственно геометрического материала.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ И ФОРМОЙ ПРЕДМЕТОВ.
Вторая младшая группа.
Показ и название фигуры; попарное сравнение (круг, квадрат); зрительное, двигательное, осязательное обследование; действие детей с предметами в воздухе (показ ладонью);различные упражнения («Дай такую же», «Собери круги»); дидактические игры («Чудесный мешочек», «Чего не стало»).
Средняя группа.
Закрепление умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник; знакомство с прямоугольником; выделение основных особенностей геометрических фигур; рассматривание и сравнение фигур в определенной последовательности (приемы наложения и приложения, обследование осязательно-двигательным путем с применением словесного метода, разнообразные действия и дидактические игры с фигурами, группировка фигур в порядке увеличения и уменьшения размера, дидактические игры и упражнения «Найди пару», «Что изменилось») .
Старшая группа.
Закрепление пройденного материала, вводится понятие четырехугольник, ромб, трапеция и т. д. - это все четырехсторонние фигуры, расширение и закрепление знаний об элементах фигур и формирование «умозаключения» путем обследования, различные упражнения «Назови геометрическую фигуру», «Найди фигуру по образцу», «Найди фигуру по слову», «Сгруппируй предметы» и т. д., проведение дидактических игр.
Приемы работы:
-составление целой фигуры из частей;
-составление фигуры из нескольких других фигур;
-выкладывание фигур (из палочек и т. д.);
- выкладывание фигур из пластилина;
-составление узоров из фигур.
Подготовительная группа.
-закрепление и повторение пройденного материала;
-знакомство детей с многоугольником и пятиугольником;
-рассматривание, сравнение, обследование фигур;
-составление многоугольника из известных фигур;
-показ шести и восьмиугольников;
-зарисовка фигур на листе в клетку (изначально по образцу, затем словесное направление);
-закрепление материала в различных играх и упражнениях.
Познание геометрических фигур и форм, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности. Развитие пространственных представлений и начатки геометрического мышления детей, формируют у них умение наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, существенное и одновременно с этим воспитывают такие качества личности, как целенаправленность и настойчивость.
Итак, в дошкольном возрасте происходит овладение перцептивной и интеллектуальной систематизацией форм геометрических фигур и форм. Перцептивная деятельность в познание фигур опережает развитие интеллектуальной систематизации.