Анна Булгатова
План по развитию речевых навыков у детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
После того, как мы издавали в своём детском саду журнал "Логопедический Вестник", решено было перейти на другой, новый уровень работы. Примерно два года назад создалась творческая группа, по внедрению в работу педагогического коллектива, народных игр с детьми. В состав нашей творческой группы вошли логопеды, воспитатели, музыкальные руководители.
Основными задачами было:
• Развитие темпа и ритма речи, через народные игры на координацию речи с движением.
• развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;
• учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;
Темочки:
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Темочки
• развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.
Прежде всего мы сами с детьми разучивали игры, затем применяли к движениям музыкальное сопровождение.
Работа проводится с детьми старшего и подготовительного возраста. Совместная деятельность строится в зависимости от образовательной нагрузки на детей в соответствии с сеткой ОО. (1 занятие в неделю).
Октябрь
1) Знакомство с русскими народными играми
2) Показ игры «Ручеёк». Проведение игры с детьми.
3) Показ игры «Плетень».
Ноябрь
4) Знакомство с русскими народными играми
5) Показ игры «Водяной». Проведение игры с детьми.
6) Показ игры «Три кота».
Декабрь
7) Знакомство с русскими народными играми
8) Показ игры «Кошки -мышки». Проведение игры с детьми.
9) Показ игры «Горелки».
Январь
10) Знакомство с русскими народными играми
11) Показ игры «Пора молодцу жениться». Проведение игры с детьми.
12) Показ игры «Горячая картошка».
13) Работа с пед. коллективом «Калейдоскоп народных игр».
Февраль
Знакомство и разучивание бурятской народной игры «Рукавичка».
Открытый показ для родителей русской народной сказки с играми.
Март
14) Знакомство с русскими народными играми
15) Показ игры «Бабка Ёжка». Проведение игры с детьми.
16) Показ игры «Гуси».
Апрель
17) Знакомство с русскими народными играми
18) Показ игры «А мы просо сеяли». Проведение игры с детьми.
19) Показ игры «Хитрая лиса».
Май
20) Знакомство с русскими народными играми
21) Показ игры «Ляпка». Проведение игры с детьми.
22) Показ игры «Перетяжка».
Виды народных игр
•Хороводные
•Словесные
•Игры с диалогом
•Игры-забавы
•Игры-соревнования
•Подвижные игры
Методика проведения народных игр
1. Прежде всего воспитатель должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым материалом.
2. Перед началом необходимо настроить детей на игровой лад. Возможно использование сюрпризных моментов, считалок…
3. Особое внимание нужно уделить объяснению правил данной игры детям.
4. Обязательно поощрять детей по ходу игры. А если в игре есть соревновательный момент, то можно заранее подготовить приятные детям награды.
5. Желательно, чтобы игры были интересны и занимательны, отличались от занятий и дидактических упражнений, соответствовали возрасту.
6. Необходимо отслеживать, чтобы все дети были вовлечены в процесс игры.
7. При использовании одной и той же игры неоднократно, возможно вводить варианты с усложнением задач.
8. Народные игры могут проводиться в различные моменты педагогического процесса. Их можно использовать как часть занятия, в развлечениях, в свободной деятельности, на прогулке и пр.
Особенность народных игр
Игры носят соревновательный, творческий, коллективный характер
Каждая игра имеет свою игровую задачу: «догони», «поймай», «найди», «покажи», «назови» и другие
Каждая игра имеет свои правила, необходимо чётко объяснить их.
Очень часто для выбора водящего используются считалки.
Игры для детей старшего и подготовительного возраста
- У детей старшего дошкольного возраста активно развивается логическое мышление. Детям присуща любознательность, пытливость, наблюдательность, возрастает интерес к познанию нового, интересного. Учим детей правильно использовать словесные конструкции, пользоваться накопленным опытом. Обогащаем активный словарь. Развиваем связную речь. Учим взаимодействовать внутри коллектива, правильно распределять роли в ходе игры.
В данном возрасте меняется и роль воспитателя. При проведении народных игр он отходит от роли руководителя, оставляя детям возможность самостоятельно участвовать в проведении игры. Чаще наблюдает, направляет, большее внимание уделяет индивидуальной работе с детьми более замкнутыми, стеснительными.
Игры, развивающие у детей умение сравнивать, анализировать, выделять алогизмы.
(«Путаница», «Придумай небылицу», «Понарошку», «Чепуха»).
В старшем дошкольном возрасте чаще используются игры, развивающие внимание, сообразительность, быстроту мышления, воспитывающие самообладание. Это такие игры как, «Испорченный телефон», «Краски», «Скажи наоборот», «Ушки», «Аюшки», «Фанты», «Почта», «Молчанка», «Заря-заряница», «Золотые ворота», «Коршун», «Клубочек», «Бояре».