МААМ-картинки

«На дороге знаний — транспорт мы встречаем». Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи

Федотова Любовь Викторовна
«На дороге знаний — транспорт мы встречаем». Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы

учитель – логопед Федотова Л. В.

Цель: расширение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний детей.

Задачи:

коррекционно - образовательные:

- актуализировать словарь детей о транспорте (предметный, глагольный, словарь признаков) и его видах (воздушный, наземный, водный, пассажирский, грузовой);

- сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи наречия и глаголы;

- расширить словарь синонимов, словарь антонимов;

- совершенствовать навыки правильно согласовывать имена существительные с именами числительными (один, два, три, пять);

- обогащать словарь сложными и многозначными словами.

коррекционно - развивающая:

- продолжать развивать грамматический строй речи;

- развивать произвольное внимание, зрительную память;

- словесно – логическое мышление детей.

коррекционно - воспитательная:

- воспитывать активность, самостоятельность; - формировать интерес к разным видам транспорта;

- продолжать формировать культуру общения;

- совершенствовать привычку играть вместе, сообща.

Оборудование: пособие «Паровоз»; поощрительные звёздочки, дидактическое пособие на липучках «Транспорт»; картинки с изображением транспорта: воздушный, наземный, водный (пассажирский, грузовой, специальный); большой мягкий кубик; магнитно - маркерная доска; магнитный набор «Виды транспорта»; картинки с цифрами (1-2, 2-3, 3-5, 1-5); костюм Светофора (взрослый); детские резиновые браслеты трёх цветов (чуть больше количества детей); рисунки с изображением многозначных слов; 2 мольберта; 2 стола; пособие для рефлексии «Светофор»; настольная игра - пазлы «Автосервис».

Словарная работа:

- Предметы: хвост, нос, крылья, лесОвоз, молокОвоз, бензОвоз, мусорОвоз, бетонОвоз;

- Действия: ехать, лететь, везти, плыть, ходит (корабль);

- Признаки: воздушный, водный, наземный, пассажирский, грузовой.

Предварительная работа: Наблюдение за транспортом во время прогулок, рассматривание картинок по теме «Транспорт», настольно-печатные игры на тему «Транспорт», беседы о профессиях, занятых на транспорте, о правилах дорожного движения.

Методы и приёмы: проблемная ситуация, наглядные, словесные, практические, показ, беседа, вопросы, физминутка, объяснение, игровые, самооценка, поощрение, индивидуальный подход.

Ход занятия.

Логопед и дети входят в зал.

логопед: Ребята, проходите. Доброе утро.

(поздороваться с гостями – по ситуации).

логопед: По вашим улыбкам, я поняла, что у вас хорошее настроение? Правильно?

логопед: У меня тоже хорошее настроение. И я хочу сделать - вам подарок! Он вот в этой коробке. Но чтобы его получить, вам придётся выполнить несколько заданий.

логопед: Кто согласен, хлопните в ладоши.

(Кто из детей согласен – хлопает)

логопед: Я рада, что вас так много! Как вы думаете, вы справитесь? У вас получиться?

Звучит сигнал паровоза

логопед: Поможет мне сегодня, знакомый вам - «Паровоз», напомните, что он всегда привозит.

(Он привозит задания, вопросы, картинки, ребусы).

логопед: За каждое пройденное задание, вы будите получать - звёздочки. Сегодня, чтобы получить подарок, вам нужно собрать (задумчиво) - больше 10 звёздочек.

логопед: Кто согласен, подпрыгните на месте. Отлично.

Дидактическое пособие «Паровоз»

На пластике размером 1м на 40 см, напечатан красочный паровоз с 3 вагонами и карманами внутри. Карманы содержат по 2 задания для детей по теме занятия. По мере выполнения заданий на вагоны, дети крепят заработанные звёздочки.

логопед: Ребята, тема заданий скрыта в ребусе. Кто догадался о ком или о чём, мы сегодня будем говорить?

(Машина)

логопед: Мы сегодня с вами будем говорить о машинах. Для чего нужны машины людям? Как они появились? Как одним словом можно назвать все машины? (синоним -Транспорт)

логопед: Совершенно верно. Предлагаю, начать выполнять задания по порядку. Доставайте первое задание. Кто может прочитать, что тут написано? Вам нужна помощь ребят? Может моя?

1. Задание. Игра «Вспомни и назови»

На ковре расположено дидактическое пособие «Транспорт». Игровое поле – основа, представлено в виде неба, дороги, водоёма. Детали игры (транспорт разных видов, изготовлены из фетра на липучках. Детям необходимо назвать транспорт и определить, какой он по способу передвижения (воздушный, наземный, водный). По ходу игры, логопед уточняет у детей названия и какой вид транспорта они прикрепят.

Сидя на полу вокруг пособия.

логопед: Существуют разные виды транспорта и его можно разделить по способу передвижения.

Логопед начинает, он передаёт ребёнку маленькую игрушечную машинку, значит ему первым отвечать на вопрос. Затем ребёнок сам решает, кто будет отвечать следующим, тому и передаёт машинку.

логопед: Как называется транспорт, который передвигается по земле?

Как называться транспорт, который передвигается по воздуху?

Транспорт, который передвигается по воде, какой?

Все переходят к столам

логопед: Для чего нужен транспорт?

логопед: Ребята, я знаю, что из всего транспорта можно выделить ещё пассажирский, грузовой и специальный транспорт.

Логопед задаёт детям вопросы, дети отвечают,

и показывают соответствующие иллюстрации, которые размещены на столах.

Если дети затрудняются, педагог задаёт наводящие вопросы

логопед: Для чего нужен грузовой транспорт?

логопед: Какой грузовой транспорт вы знаете?

логопед: Какой транспорт называется пассажирским?

логопед: Какой транспорт называют специальным?

логопед: Этот транспорт нужен для ответственной и очень важной работы, с которой обычные машины не справятся. Люди используют его, если требуется срочная, быстрая помощь. (скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина)

логопед: А ещё есть специальный транспорт, который помогает людям выполнять сложные работы. Какой специальный транспорт вы знаете? (экскаватор, бульдозер, подъёмный кран).

логопед: Совершенно верно, вы справились с первым заданием и получаете звёздочки.

Дети крепят на паровоз звёздочки

логопед: Открываем следующее задание (ребёнок достаёт 2 задание)

2 Задание. Игра «Что делает?»

Дети стоят по кругу, логопед в центре.

Логопед называет транспорт, наречия (быстро, тихо, медленно) и вопрос. Бросает большой мягкий кубик ребёнку. Он называет одно действие и возвращает кубик педагогу. Педагог следит, чтобы глаголы не повторялись.

Возможные ответы детей: едет, мчится, бежит, несётся, взлетает, летает, улетает, прилетает, летит, приземляется, садится, отходит, ходит, отчаливает, плывёт, отплывает, пристаёт, поворачивает, останавливается, тормозит, сигналит, загружается, перевозит, привозит, увозит, возит.

Пароход громко (что делает) – гудит;

Самолёт медленно (что делает) – взлетает, садится;

Корабль тихо (что делает) – отплывает, ходит;

Ракета быстро (что делает) – мчится, улетает;

Велосипед медленно (что делает) – поворачивает, едет;

Машина громко (что делает) – сигналит, работает, останавливается;

Вертолёт быстро (что делает) – летает, взлетает, подлетает, прилетает;

Самокат медленно (что делает) – катится, едет;

Мотоцикл громко (что делает) – тормозит, сигналит;

Грузовик тихо (что делает) – поворачивает, останавливается.

Игра «Скажи наоборот»

Логопед называет транспорт и его признак, а ребёнок подбирает слова – антонимы и возвращает кубик педагогу.

Поезд длинный, а автобус – короткий;

Самолёт быстрый, а пароход – медленный;

Троллейбус тяжёлый, а самокат – лёгкий;

Корабль большой, а катер – маленький;

Мотоцикл шумный, а велосипед – тихий;

Корабль мокрый, а автомобиль - сухой;

Грузовик грязный, а трамвай - чистый;

логопед: Вы отлично справились с этими заданиями. Заработали ещё звёздочки.

логопед: Снова открываем задание.

3. Задание. Игра «Посчитай»

Дети выбирают себе пары картинок на магнитной основе с изображениями транспорта и одну карточку с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5.). Затем крепят картинки на доске и дают ответ,

например, «Один автобус и две машины».

логопед: Вижу я, что вы отлично умеете считать, вот вам звёздочки. Какое задание, следующее по счёту?

4. Задание

Физминутка «Я сам шофёр».

Еду - еду я домой, (шагают, вращение воображаемого руля)

На машине легковой. (машут одной рукой «Привет»)

Качу, лечу во весь опор, (шагают по кругу)

Я сам - шофёр (вращение воображаемого руля)

И сам – мотор. (круговые движения плечами)

Нажимаю на педаль (сгибают ногу в колене)

И машина мчится в даль. (бег по кругу)

Въехал на горку: хлоп, (руки вверх, хлопок над головой)

Спустилось колесо: стоп. (руки через стороны вниз, присесть)

Накачаю шину я: ш-ш-ш. («Насос»)

Заведу машину: др-р-р. (вращения руками перед грудью «Моталочка».)

Улыбнусь я веселей (улыбнуться)

И поеду поскорей. (шагают по кругу, вращение воображаемого руля)

В зал входит Светофор, свистит в свисток.

Светофор: Слышу, слышу гул машин!

Я - на улице широкой -

Самый главный командир!

На дороге я стою, за порядком там слежу.

С виду грозный я и строгий,

Я трёхглазый - Светофор!

Всюду люди меня знают,

И сигналы соблюдают!

логопед: Светофор, мы очень рады, что пришёл ты в гости к нам. Правда, ребята?

Светофор: Слышал, весело у вас. Во что, вы играете? Что сегодня изучаете?

Светофор: А знаете ли вы значение моих сигналов? Что они означают?

(показывает на себе) Красный? Жёлтый? Зелёный?

Светофор: Вижу знаете, прекрасно и за это я хочу вам подарить, яркие браслеты.

Красного, жёлтого и зелёного цвета. Дети надевают их на руку

Светофор: Можно с вами поиграть?

логопед: (видит одобрение детей) Мы не против, оставайся.

логопед: Светофор, доставай следующее задание.

Светофор достаёт следующее задание из паровоза.

5. Задание. Игра «Почему так называют?»

Светофор: Для выполнения этого задания вам понадобятся браслеты. Разделитесь в соответствии с их цветом.

Дети делятся, на три тройки – красные, жёлтые, зелёные. Светофор поочерёдно задаёт вопросы, детям необходимо ответить и найти соответствующую картинку и закрепить её на своём мольберте.

Светофор: Как называется машина, которая молоко возит? - молоковоз;

Как называется машина, которая бетон возит? - бетоновоз;

Как называется машина, которая лес возит? - лесовоз;

Как называется машина, которая бензин возит? - бензовоз;

Как называется машина, которая мусор возит? - мусоровоз;

Как называется машина, которая хлеб возит? _- хлебовоз.

логопед: Совершенно верно, все эти слова называются – сложными словами, потому что получили своё название из двух слов.

Светофор: Вижу многое вы знаете, на все вопросы отвечаете.

логопед: Вот вам звёздочки, крепите.

Светофор: Ребята, я знаю одну игру. Поиграем?

Если дети согласны, то играют.

Игра «Светофор»

Дети стоят в линию на одной стороне зала, Светофор в середине.

Дети: Светофор стоит и машинам говорит!

Светофор: Пропускаю только – специальный (грузовой) транспорт.

Дети называют специальный транспорт, если правильно, то светофор поднимает руку вверх, разрешает «ехать» на другую сторону зала.

Выслушивает несколько ответов.

Светофор: Стоп! (свистит в свисток) Вас не буду пропускать, буду вас я догонять!

Дети убегаются, Светофор – догоняет. Кого догонит, тот выбывает из игры.

По времени или по желанию детей - игра повторяется ещё раз с другим видом транспорта.

Раздаётся сигнал машины.

Светофор: Ребята, мне уже надо спешить. Нельзя долго транспорту без меня.

Свистит в свисток, уходит

логопед: Ой, я заметила, что осталось одно последнее задание.

6. Задание. Игра «Многозначные слова»

Дети достают задание и читают слова: Нос, крылья, хвост.

логопед: Так, очень странно…Я ничего не понимаю… Мы говорим с вами сегодня о транспорте, причём здесь нос, хвост и крылья -O- Саша, ты как думаешь? Катя, есть идеи?

логопед: Точно, как я сразу не догадалась!

Показ детям рисунков «Многозначные слова», которые нарисовали родители.

логопед: Где мы можем увидеть эти части?

Хвост лисы, хвост самолёта;

Нос человека, нос самолёта, нос корабля;

Крылья самолёта, крылья птицы.

логопед: Да, эти части есть и у транспорта.

логопед: Мы с вами знаем, что в русском языке есть слова, которые имеют одно значение. Они называются – однозначные, но есть и слова, которые имеют много значений, они называются – многозначные.

логопед: Здорово, получайте звёздочки. Задания закончились.

Подсчёт звёздочек.

логопед: Скажите, что вы сегодня делали? Зачем вы выполняли задания?

Пособие для рефлексии «Светофор»

(в работе используем давно, висит в кабинете логопеда, на семинар принесём в зал)

Если занятие детям не понравилось, было трудное, неинтересное – дети показывают красную сигнальную карточку и оставляют в красной корзинке;

Если занятие детям, чем –то понравилось, было что-то трудно или интересно, может хотелось бы повторить его ещё раз - они выбирают жёлтую сигнальную карточку и оставляют её в жёлтой корзинке;

Если занятие детям было интересно, все задания понравились, всё получилось – ребёнок выбирают зелёную сигнальную карточку и оставляет её в зелёной корзинке.

логопед: Маша, почему ты выбрала красный сигнал? Что было трудно для тебя? Что не получилось? Ваня и Захар, вы показали зелёные? Что это значит? А что понравилось вам больше всего? Что было для вас легко? Для чего людям транспорт? Кому вы можете рассказать о нашем занятии?

логопед: Вы отлично справились! (показывает зелёный сигнал) Друзья мои, мне очень понравилось наше занятие. Я вами очень горжусь! И хочу подарить вам обещанный подарок.

Отдаёт подарок, дети читают названия игры - «Автосервис».

Все уходят в группу.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья»Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья» Цель – создать условия для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Задачи: - учить детей составлять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«На дороге знаний — транспорт мы встречаем». Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи
Опубликовано: 7 января 2025 в 14:33
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««На дороге знаний — транспорт мы встречаем». Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи» (включая файлы) размещена пользователем Федотова Любовь Викторовна (УИ 538611) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 января 2025 четверг
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД