Федотова Любовь Викторовна
«На дороге знаний — транспорт мы встречаем». Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы
учитель – логопед Федотова Л. В.
Цель: расширение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний детей.
Задачи:
коррекционно - образовательные:
- актуализировать словарь детей о транспорте (предметный, глагольный, словарь признаков) и его видах (воздушный, наземный, водный, пассажирский, грузовой);
- сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи наречия и глаголы;
- расширить словарь синонимов, словарь антонимов;
- совершенствовать навыки правильно согласовывать имена существительные с именами числительными (один, два, три, пять);
- обогащать словарь сложными и многозначными словами.
коррекционно - развивающая:
- продолжать развивать грамматический строй речи;
- развивать произвольное внимание, зрительную память;
- словесно – логическое мышление детей.
коррекционно - воспитательная:
- воспитывать активность, самостоятельность; - формировать интерес к разным видам транспорта;
- продолжать формировать культуру общения;
- совершенствовать привычку играть вместе, сообща.
Оборудование: пособие «Паровоз»; поощрительные звёздочки, дидактическое пособие на липучках «Транспорт»; картинки с изображением транспорта: воздушный, наземный, водный (пассажирский, грузовой, специальный); большой мягкий кубик; магнитно - маркерная доска; магнитный набор «Виды транспорта»; картинки с цифрами (1-2, 2-3, 3-5, 1-5); костюм Светофора (взрослый); детские резиновые браслеты трёх цветов (чуть больше количества детей); рисунки с изображением многозначных слов; 2 мольберта; 2 стола; пособие для рефлексии «Светофор»; настольная игра - пазлы «Автосервис».
Словарная работа:
- Предметы: хвост, нос, крылья, лесОвоз, молокОвоз, бензОвоз, мусорОвоз, бетонОвоз;
- Действия: ехать, лететь, везти, плыть, ходит (корабль);
- Признаки: воздушный, водный, наземный, пассажирский, грузовой.
Предварительная работа: Наблюдение за транспортом во время прогулок, рассматривание картинок по теме «Транспорт», настольно-печатные игры на тему «Транспорт», беседы о профессиях, занятых на транспорте, о правилах дорожного движения.
Методы и приёмы: проблемная ситуация, наглядные, словесные, практические, показ, беседа, вопросы, физминутка, объяснение, игровые, самооценка, поощрение, индивидуальный подход.
Ход занятия.
Логопед и дети входят в зал.
логопед: Ребята, проходите. Доброе утро.
(поздороваться с гостями – по ситуации).
логопед: По вашим улыбкам, я поняла, что у вас хорошее настроение? Правильно?
логопед: У меня тоже хорошее настроение. И я хочу сделать - вам подарок! Он вот в этой коробке. Но чтобы его получить, вам придётся выполнить несколько заданий.
логопед: Кто согласен, хлопните в ладоши.
(Кто из детей согласен – хлопает)
логопед: Я рада, что вас так много! Как вы думаете, вы справитесь? У вас получиться?
Звучит сигнал паровоза
логопед: Поможет мне сегодня, знакомый вам - «Паровоз», напомните, что он всегда привозит.
(Он привозит задания, вопросы, картинки, ребусы).
логопед: За каждое пройденное задание, вы будите получать - звёздочки. Сегодня, чтобы получить подарок, вам нужно собрать (задумчиво) - больше 10 звёздочек.
логопед: Кто согласен, подпрыгните на месте. Отлично.
Дидактическое пособие «Паровоз»
На пластике размером 1м на 40 см, напечатан красочный паровоз с 3 вагонами и карманами внутри. Карманы содержат по 2 задания для детей по теме занятия. По мере выполнения заданий на вагоны, дети крепят заработанные звёздочки.
логопед: Ребята, тема заданий скрыта в ребусе. Кто догадался о ком или о чём, мы сегодня будем говорить?
(Машина)
логопед: Мы сегодня с вами будем говорить о машинах. Для чего нужны машины людям? Как они появились? Как одним словом можно назвать все машины? (синоним -Транспорт)
логопед: Совершенно верно. Предлагаю, начать выполнять задания по порядку. Доставайте первое задание. Кто может прочитать, что тут написано? Вам нужна помощь ребят? Может моя?
1. Задание. Игра «Вспомни и назови»
На ковре расположено дидактическое пособие «Транспорт». Игровое поле – основа, представлено в виде неба, дороги, водоёма. Детали игры (транспорт разных видов, изготовлены из фетра на липучках. Детям необходимо назвать транспорт и определить, какой он по способу передвижения (воздушный, наземный, водный). По ходу игры, логопед уточняет у детей названия и какой вид транспорта они прикрепят.
Сидя на полу вокруг пособия.
логопед: Существуют разные виды транспорта и его можно разделить по способу передвижения.
Логопед начинает, он передаёт ребёнку маленькую игрушечную машинку, значит ему первым отвечать на вопрос. Затем ребёнок сам решает, кто будет отвечать следующим, тому и передаёт машинку.
логопед: Как называется транспорт, который передвигается по земле?
Как называться транспорт, который передвигается по воздуху?
Транспорт, который передвигается по воде, какой?
Все переходят к столам
логопед: Для чего нужен транспорт?
логопед: Ребята, я знаю, что из всего транспорта можно выделить ещё пассажирский, грузовой и специальный транспорт.
Логопед задаёт детям вопросы, дети отвечают,
и показывают соответствующие иллюстрации, которые размещены на столах.
Если дети затрудняются, педагог задаёт наводящие вопросы
логопед: Для чего нужен грузовой транспорт?
логопед: Какой грузовой транспорт вы знаете?
логопед: Какой транспорт называется пассажирским?
логопед: Какой транспорт называют специальным?
логопед: Этот транспорт нужен для ответственной и очень важной работы, с которой обычные машины не справятся. Люди используют его, если требуется срочная, быстрая помощь. (скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина)
логопед: А ещё есть специальный транспорт, который помогает людям выполнять сложные работы. Какой специальный транспорт вы знаете? (экскаватор, бульдозер, подъёмный кран).
логопед: Совершенно верно, вы справились с первым заданием и получаете звёздочки.
Дети крепят на паровоз звёздочки
логопед: Открываем следующее задание (ребёнок достаёт 2 задание)
2 Задание. Игра «Что делает?»
Дети стоят по кругу, логопед в центре.
Логопед называет транспорт, наречия (быстро, тихо, медленно) и вопрос. Бросает большой мягкий кубик ребёнку. Он называет одно действие и возвращает кубик педагогу. Педагог следит, чтобы глаголы не повторялись.
Возможные ответы детей: едет, мчится, бежит, несётся, взлетает, летает, улетает, прилетает, летит, приземляется, садится, отходит, ходит, отчаливает, плывёт, отплывает, пристаёт, поворачивает, останавливается, тормозит, сигналит, загружается, перевозит, привозит, увозит, возит.
Пароход громко (что делает) – гудит;
Самолёт медленно (что делает) – взлетает, садится;
Корабль тихо (что делает) – отплывает, ходит;
Ракета быстро (что делает) – мчится, улетает;
Велосипед медленно (что делает) – поворачивает, едет;
Машина громко (что делает) – сигналит, работает, останавливается;
Вертолёт быстро (что делает) – летает, взлетает, подлетает, прилетает;
Самокат медленно (что делает) – катится, едет;
Мотоцикл громко (что делает) – тормозит, сигналит;
Грузовик тихо (что делает) – поворачивает, останавливается.
Игра «Скажи наоборот»
Логопед называет транспорт и его признак, а ребёнок подбирает слова – антонимы и возвращает кубик педагогу.
Поезд длинный, а автобус – короткий;
Самолёт быстрый, а пароход – медленный;
Троллейбус тяжёлый, а самокат – лёгкий;
Корабль большой, а катер – маленький;
Мотоцикл шумный, а велосипед – тихий;
Корабль мокрый, а автомобиль - сухой;
Грузовик грязный, а трамвай - чистый;
логопед: Вы отлично справились с этими заданиями. Заработали ещё звёздочки.
логопед: Снова открываем задание.
3. Задание. Игра «Посчитай»
Дети выбирают себе пары картинок на магнитной основе с изображениями транспорта и одну карточку с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5.). Затем крепят картинки на доске и дают ответ,
например, «Один автобус и две машины».
логопед: Вижу я, что вы отлично умеете считать, вот вам звёздочки. Какое задание, следующее по счёту?
4. Задание
Физминутка «Я сам шофёр».
Еду - еду я домой, (шагают, вращение воображаемого руля)
На машине легковой. (машут одной рукой «Привет»)
Качу, лечу во весь опор, (шагают по кругу)
Я сам - шофёр (вращение воображаемого руля)
И сам – мотор. (круговые движения плечами)
Нажимаю на педаль (сгибают ногу в колене)
И машина мчится в даль. (бег по кругу)
Въехал на горку: хлоп, (руки вверх, хлопок над головой)
Спустилось колесо: стоп. (руки через стороны вниз, присесть)
Накачаю шину я: ш-ш-ш. («Насос»)
Заведу машину: др-р-р. (вращения руками перед грудью «Моталочка».)
Улыбнусь я веселей (улыбнуться)
И поеду поскорей. (шагают по кругу, вращение воображаемого руля)
В зал входит Светофор, свистит в свисток.
Светофор: Слышу, слышу гул машин!
Я - на улице широкой -
Самый главный командир!
На дороге я стою, за порядком там слежу.
С виду грозный я и строгий,
Я трёхглазый - Светофор!
Всюду люди меня знают,
И сигналы соблюдают!
логопед: Светофор, мы очень рады, что пришёл ты в гости к нам. Правда, ребята?
Светофор: Слышал, весело у вас. Во что, вы играете? Что сегодня изучаете?
Светофор: А знаете ли вы значение моих сигналов? Что они означают?
(показывает на себе) Красный? Жёлтый? Зелёный?
Светофор: Вижу знаете, прекрасно и за это я хочу вам подарить, яркие браслеты.
Красного, жёлтого и зелёного цвета. Дети надевают их на руку
Светофор: Можно с вами поиграть?
логопед: (видит одобрение детей) Мы не против, оставайся.
логопед: Светофор, доставай следующее задание.
Светофор достаёт следующее задание из паровоза.
5. Задание. Игра «Почему так называют?»
Светофор: Для выполнения этого задания вам понадобятся браслеты. Разделитесь в соответствии с их цветом.
Дети делятся, на три тройки – красные, жёлтые, зелёные. Светофор поочерёдно задаёт вопросы, детям необходимо ответить и найти соответствующую картинку и закрепить её на своём мольберте.
Светофор: Как называется машина, которая молоко возит? - молоковоз;
Как называется машина, которая бетон возит? - бетоновоз;
Как называется машина, которая лес возит? - лесовоз;
Как называется машина, которая бензин возит? - бензовоз;
Как называется машина, которая мусор возит? - мусоровоз;
Как называется машина, которая хлеб возит? _- хлебовоз.
логопед: Совершенно верно, все эти слова называются – сложными словами, потому что получили своё название из двух слов.
Светофор: Вижу многое вы знаете, на все вопросы отвечаете.
логопед: Вот вам звёздочки, крепите.
Светофор: Ребята, я знаю одну игру. Поиграем?
Если дети согласны, то играют.
Игра «Светофор»
Дети стоят в линию на одной стороне зала, Светофор в середине.
Дети: Светофор стоит и машинам говорит!
Светофор: Пропускаю только – специальный (грузовой) транспорт.
Дети называют специальный транспорт, если правильно, то светофор поднимает руку вверх, разрешает «ехать» на другую сторону зала.
Выслушивает несколько ответов.
Светофор: Стоп! (свистит в свисток) Вас не буду пропускать, буду вас я догонять!
Дети убегаются, Светофор – догоняет. Кого догонит, тот выбывает из игры.
По времени или по желанию детей - игра повторяется ещё раз с другим видом транспорта.
Раздаётся сигнал машины.
Светофор: Ребята, мне уже надо спешить. Нельзя долго транспорту без меня.
Свистит в свисток, уходит
логопед: Ой, я заметила, что осталось одно последнее задание.
6. Задание. Игра «Многозначные слова»
Дети достают задание и читают слова: Нос, крылья, хвост.
логопед: Так, очень странно…Я ничего не понимаю… Мы говорим с вами сегодня о транспорте, причём здесь нос, хвост и крылья -O- Саша, ты как думаешь? Катя, есть идеи?
логопед: Точно, как я сразу не догадалась!
Показ детям рисунков «Многозначные слова», которые нарисовали родители.
логопед: Где мы можем увидеть эти части?
Хвост лисы, хвост самолёта;
Нос человека, нос самолёта, нос корабля;
Крылья самолёта, крылья птицы.
логопед: Да, эти части есть и у транспорта.
логопед: Мы с вами знаем, что в русском языке есть слова, которые имеют одно значение. Они называются – однозначные, но есть и слова, которые имеют много значений, они называются – многозначные.
логопед: Здорово, получайте звёздочки. Задания закончились.
Подсчёт звёздочек.
логопед: Скажите, что вы сегодня делали? Зачем вы выполняли задания?
Пособие для рефлексии «Светофор»
(в работе используем давно, висит в кабинете логопеда, на семинар принесём в зал)
Если занятие детям не понравилось, было трудное, неинтересное – дети показывают красную сигнальную карточку и оставляют в красной корзинке;
Если занятие детям, чем –то понравилось, было что-то трудно или интересно, может хотелось бы повторить его ещё раз - они выбирают жёлтую сигнальную карточку и оставляют её в жёлтой корзинке;
Если занятие детям было интересно, все задания понравились, всё получилось – ребёнок выбирают зелёную сигнальную карточку и оставляет её в зелёной корзинке.
логопед: Маша, почему ты выбрала красный сигнал? Что было трудно для тебя? Что не получилось? Ваня и Захар, вы показали зелёные? Что это значит? А что понравилось вам больше всего? Что было для вас легко? Для чего людям транспорт? Кому вы можете рассказать о нашем занятии?
логопед: Вы отлично справились! (показывает зелёный сигнал) Друзья мои, мне очень понравилось наше занятие. Я вами очень горжусь! И хочу подарить вам обещанный подарок.
Отдаёт подарок, дети читают названия игры - «Автосервис».
Все уходят в группу.