Валентина Газарян
Особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе проблема организации трудового воспитания детей дошкольного возраста представляет важность, как в практическом, так и в теоретическом плане.
По мнению И. Е. Деман, посредством организации трудового воспитания в дошкольной образовательной организации формируются основные положительные личностные качества, психологическая готовность ребенка к взрослой трудовой деятельности, у воспитанников развиваются умственные, физические способности, в процессе воспитательно-образовательной деятельности закладываются позитивные, дружеские взаимоотношения, дети привыкают работать коллективно, учатся ценить труд взрослых, сверстников [2].
Публикация «Особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Трудовое воспитание ребенка старшего дошкольного возраста, считает В. Г. Евтюшкина, обусловлено следующими особенностями труда :
1) эффективностью, результативностью. Данные особенности труда благоприятствуют формированию таких качеств, как целеустремленность, привычка доводить начатую работу до конца (при планировании будущего результата трудовой деятельности детей учат выполнять запланированное, использовать возможность применение результата для того, чтобы побудить ребенка серьезно относиться к работе);
2) творческим характером его трудовой деятельности для развития у дошкольника мышления на поиск, улучшения его работы и себя в труде. А. К. Бондаренко отмечает, что нет нетворческой работы, ведь при любых обстоятельствах у дошкольника есть возможность что-то сделать по-новому, найти новые формы взаимодействия со сверстниками [3].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что трудовая деятельность играет большую роль в формировании личности ребенка старшего дошкольного возраста, поэтому очень важно воспитывать у каждого ребенка такое качество как трудолюбие.
С. А. Козлова отмечает, что воспитание трудолюбия включает в себя формирование правильных и нужных привычек, непосредственно, на практике. Родители должны давать возможность ребенку выполнять различную работу, учить ухаживать за собой и т. д. В том случае, если взрослые считают, что ребенок еще мал и ограждают его от выполнения работы, то они совершают большую ошибку [4].
Процесс воспитания трудолюбия требует от ребенка, в первую очередь, осознанности. Каждый ребенок старшего дошкольного возраста должен в полной мере осознавать значимость труда во всех его проявлениях. Только при таких условиях овладение необходимыми трудовыми навыками и таким качеством как трудолюбие будет эффективно в полной мере.
У детей старшего дошкольного возраста процесс воспитания трудолюбия приобретает самостоятельное значение.
Одной из важных особенностей воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста является возрастной подход, так как динамика истинного проявления изучаемого качества взаимосвязана с личностным состоянием и психофизиологическими изменениями, которым соответствует определенный возраст.
Воспитание трудолюбия у старших дошкольников – это задача ещё и социальная, в которой труд выступает как средство саморазвития и самоутверждения, но эта задача и нравственная, от ее решения зависит благополучие растущего человека и благополучие его семьи.
Е. В. Везитец выделяет несколько задач воспитания старших дошкольников в процессе труда :
1) воспитание положительного отношения к труду взрослых и стремление оказать им посильную помощь;
2) формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование;
3) постепенное расширение содержание трудовой деятельности (овладение и умение работать аккуратно, ловко и быстро);
4) воспитание у детей личностных качеств (привычка к трудовому усилию, ответственности, бережливости, заботливости и готовности принять участие в труде);
5) воспитание навыков организации своей и общей работы (умение готовить заранее всё необходимое, убирать на место использованные инструменты после окончания труда, приводить в порядок рабочее место);
6) формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда (умение работать дружно и согласовано, доводить коллективный труд до нужного результата, доброжелательно оценивать труд товарищей и проявлять заботу и оказывать помощь товарищу) [1].