Ирина Черепанова
Особенности воспитания самостоятельности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современные психологи и педагоги рекомендуют приступать к воспитанию самостоятельности у детей как можно раньше. В первую очередь родители не должны выполнять за малыша то, с чем он может справиться сам. Например, если он уже научился кушать или одеваться без помощи взрослых, следует позволить ему делать это самому. Конечно же, мама может одеть ребенка гораздо быстрее и накормить его, не испачкав одежды, но в данном случае это будет мешать становлению его самостоятельности.
Публикация «Особенности воспитания самостоятельности у дошкольников» размещена в разделах
Воспитание самостоятельности у детей данного возраста предполагает предоставление ребенку помощи только тогда, когда он сам этого попросит. Естественно, родители лучше понимают, как осуществить то или иное действие, но обязательно нужно предоставить малышу возможность найти самостоятельное решение. В то же время, если ребенок будет делать то, что представляет для него опасность, крайне необходимо оградить его от этого.
Взрослым следует всячески поощрять стремление малыша к самостоятельности (конечно же, в пределах разумного). Они могут предоставить ребенку возможность попробовать свои силы в некоторой домашней работе: полить цветы, постирать свой платочек, помыть чашку и т. д. В данном случае важен воспитательный момент, а не конечный результат.
Поэтому нужно поддерживать и одобрять действия ребенка и ни в коем случае его не критиковать. Все, что требуется от взрослых - это объяснить малышу, где он допустил ошибку и как ее исправить.
В данном возрасте детям следует уже чаще предоставлять возможность действовать самостоятельно. Например, ребенок может сам выбирать себе одежду, которую он наденет. При этом родители могут ему помочь и объяснить, как сочетать вещи и выбирать предметы гардероба по погоде. Кроме того, при покупке детских вещей взрослым уже нужно учитывать выбор и вкус ребенка.
Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста также предусматривает ознакомление малыша с правилами и нормами поведения, которых придерживаются все члены семьи. Для этого желательно закрепить за ребенком какое-то несложное поручение, например, уборку своего уголка с игрушками либо помощь в уходе за домашним питомцем.
Воспитание такого важного навыка как самостоятельность, прежде всего, предполагает формирование у малыша способности самому находить себе занятие и некоторое время заниматься им, не привлекая к этому взрослых Волосова Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста. - Москва. -1999 с. 98.
Также не стоит ограждать ребенка от возникающих проблем, поскольку преодолевая трудности, он приобретает жизненный опыт и учится действовать более уверенно и решительно.
Таким образом, главную роль в формировании самостоятельности ребенка занимает игра. Но то, насколько благополучно и полноценно будет развиваться ребенок, зависит от того, как он будет воспитываться, в какой атмосфере он будет расти: в атмосфере ненависти и страха, или же, в любви, заботе и доброте.
Развитие самостоятельности требует от детей желания учиться выполнять различные задания и действия, мотивировать к их повторению. Чтобы развитие самостоятельности осуществлялось успешно, у ребят должны быть развиты на должном уровне критичность ума, логичность мышления, приобретены необходимые знания и умения для осуществления любой деятельности.
Когда ребенок начинает подражать, проявляет инициативу и желание выполнять задания воспитателя, в этот момент и начинается развитие самостоятельности старших дошкольников. Затем ребенку начинает нравиться то, что он делает, появляется интерес к результату, что же там получится в конце. Это и есть те факторы, способствующие развитию самостоятельности у дошкольников.