Елена Курунтяева
Совместная работа семьи и детского сада в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу (селу, к родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу (селу) и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должны стремиться воспитатель и родители?
Публикация «Совместная работа семьи и детского сада в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу (селу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом (селом, родной страной.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Взрослые должны стремиться систематизировать работу по воспитанию чувства любви к родному городу и к своей стране, объединить в единое целое все задачи всестороннего воспитания детей дошкольного возраста : нравственное, умственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание; включив различные виды деятельности: наблюдения, беседы, игры, труд, изобразительную деятельность и др. Особое место отводиться произведениям детской художественной литературы.
Актуальность проблемы заключается в том, что в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры. Сегодня существует стремление государства к их возврату и обновлению с учетом современных реалий. Прежде всего необходим поиск ответа на вопрос «Кто я такой?» с точки зрения осознания своей принадлежности к нации, её культуре и традициям. В основе лежит процесс идентификации (отождествления, связанный с объединением себя с другим человеком или группой людей путем установления эмоциональной связи и принятия ценностей, норм, образцов поведения как собственных. Идентификация – сложный процесс, который невозможно в полной мере реализовать по отношению к дошкольникам. При выстраивании системы формирования основ патриотизма необходимо учитывать возможности дошкольников. Только к старшему дошкольному возрасту начинают складываться представления о своей национальной идентичности, которые еще фрагментарны, разрозненны. Поэтому воспитательная система формирования основ патриотизма построена на эмоционально-познавательных основаниях. Она органично пронизывает воспитательно-образовательный процесс, а используемые технологии обеспечивают её успешную реализацию.
Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Патриотизм проявляется через поступки, совершаемые воспитанником в жизни. Большое внимание воспитателей и родителей должно уделяться содержанию детской деятельности. Занимаясь с детьми любым видом деятельности, взрослые влияют на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, формируют у него начальные чувства любви к Родине (отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям). Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для патриотического воспитания : во время образовательной деятельности решаются задачи для познавательного развития ребенка, в игре прививаются навыки коллективизма, в трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие, бережливость, организованность, чувство ответственности и долга.
Как уже говорилось: знакомство дошкольников с родным городом (селом) и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, должна проходить вне образовательной деятельности. На образовательную деятельность выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования.
Патриотическое воспитание включается в образовательную деятельность 1-2 раза в месяц, в зависимости от возрастной группы. Полученные знания, закрепляются в различных формах работы вне образовательной деятельности. И в течении всего года взрослые должны несколько раз возвращаться к тому, что дети узнали ранее. При знакомстве дошкольников с историей родного города (села, родной страны, взрослому приходиться многое им рассказывать. От того, как он это сделает, зависит воспримет ребенок новые знания или эта информация не затронет чувств детей, не вызовет у них желания узнать что-то еще. В работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо широко использовать такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, так как узнать и полюбить город (село) только по иллюстрациям невозможно. Дети должны, прежде всего, знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Знакомя детей с родным городом (селом) и родной страной, необходимо учитывать, что информация, данная взрослым, должна вызывать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, что он только что услышал; рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя; посадить около дома цветы, чтобы его двор был красивее; не сорить и т. д. Взрослые должны научить дошкольника замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает детей.
В младшей группе детям еще трудно себе представить, что такое город (село, страна. К жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников или каких-либо общественных событий. Вся работа по знакомству малышей с родным городом, страной проходит вне образовательной деятельности. Во время прогулок воспитатель знакомит детей с близлежащими улицами, обращает внимание на то, что улиц много, у каждой улицы свое название, добивается, чтобы все дети запомнили свой домашний адрес. Большая работа проходит в книжном уголке, куда воспитатель помещает иллюстрации о природе России, о главной достопримечательности родного города (села, повторяет с детьми название города (села, страны. В младшей группе детей начинают приобщать к русской культуре: рассказывают им русские народные сказки, читают потешки, слушают русские народные песни, играют в русские народные игры, рассматривают предметы народно-прикладного искусства (матрешки, пирамидки) и играют с ними. Воспитатель инсценирует с детьми некоторые русские народные сказки. Во время изобразительной деятельности дети рисуют шары, флажки, разноцветные огоньки. Постепенно воспитатель подводит детей к пониманию того, что дети, хоть и маленькие, но тоже жители города (села) и страны.
В старших группах продолжается работа, начатая с малышами. Давая знания об истории города (села, о его памятниках, необходимо связать их с историей России, чтобы дети осознали, что история их родного города (села) неразрывно связана с историей страны большая часть работы по- прежнему проводиться вне занятий. Во время целевых прогулок необходимо уделить особое внимание обучению детей умению ориентироваться в своем микрорайоне, объяснить детям, что это им пригодиться, когда они пойдут в школу. Усложняются формы работы с детьми : детей учат работать со схемами, картой, знакомят с глобусом, учат придумывать герб семьи и группы и др. Воспитатель чаще привлекает к работе родителей, советует им посетить те места в родном городе (селе, о которых он рассказывал детям. Убеждает родителей в том, что детям необходимо показывать свой город (село, свою страну с привлекательной стороны. Только в этом случае мы сможем вырастить настоящих патриотов, любящих свою страну, свой народ, свой город (село).
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» ; «Система работы ДОУ по формированию основ патриотизма у дошкольников» Малыгина В. А. – «Методист ДОУ».