Получи документы

Консультация для родителей «Особенности воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»

Олеся Климова
Консультация для родителей «Особенности воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста. Консультация для родителей.

Дошкольный возраст, как было отмечено выше – это период первона-чального становления личности. Многочисленные психологические и педаго-гические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии це-ленаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.

Публикация «Консультация для родителей „Особенности воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Одной из основных задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание культуры поведения.

Культура поведения дошкольника обычно определяется как «совокуп-ность форм повседневных действий ребенка, в которых находят внешнее выражение моральные и этические нормы этого поведения» [28, с. 19]. Культура поведения тесно связана с чувствами и представлениями детей о морали и этикете.

Основными компонентами культуры поведения дошкольников являются :

1) культура деятельности;

2) культура общения;

3) культурно-гигиенические навыки и привычки.

«И правило, и норма – это определенный, общепринятый порядок дей-ствий. Но правило имеет более узкий смысл, оно может быть единичным, относиться к конкретной ситуации, конкретному предмету: правило пользования предметом, правило поведения за столом и др. Норма более широкое и обобщенное понятие, она информирует об общей направленности отношений и поведения, конкретный смысл определяется правилами. Например, воспитатель сообщает детям : когда занимаем свои места за столами для занятия, стульчики надо придвигать тихо; если в группу зашел гость, надо предложить ему пройти и сесть – это правила. Норма, исходящая из этих правил – быть внимательным и заботливым по отношению к другим людям», – отмечает А. С. Портянкина [28, с. 20].

По мнению большинства психологов и педагогов, в дошкольном воз-расте у детей складывается более покладистое отношение к соблюдению правил, желание понять их. Дошкольники начинают понимать необходимость применения определенных правил в разных ситуациях, осознают противоречивость некоторых правил (нужно ли всегда помогать другу; всегда ли виноват тот, кто подрался; всегда ли жалоба воспитателю является ябедничеством и т. д.). Очень важно, чтобы дети креативно и с умом подходили к соблюдению правил и норм.

Необходимым положением успешного усвоения норм для дошкольника является упражнения в поведении. Имеются в виду упражнения, совместная деятельность, где приобретаемые правила могли бы при нужных условиях превращаться в норму поведения каждого воспитанника и всей группы. Сформированность культуры поведения дошкольного возраста особенно проявляется в отношениях к себе, окружающим людям, сверстникам и взрослым, обязанностям, природе, труду и т. д. и в будущем составит основу мироотношения ребенка в целом.

По мнению С. В. Петериной, воспитание культуры поведения предполагает обучение детей правильно есть, используя необходимые приборы; быть опрятными; следить за своей осанкой; уметь использовать речевой этикет.

Согласно наблюдениям ученого, существует четыре группы правил поведения :

1) правила культуры общения;

2) гигиенические правила;

3) общие правила морали;

4) правила культуры деятельности.

«Культура поведения, деятельности определяется поведением детей на занятиях, во время выполнения трудовых поручений, в играх», – подчеркивает исследователь [26, с. 18].

Сформировать у ребенка культуру деятельности – означает воспитать у него умение приводить в порядок свое место для занятий, игр, труда; приучить доводить до конца начатое дело, аккуратно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Дети дошкольного возраста должны уметь приготовить все не-обходимое для занятий, труда, подбирать игрушки, подходящие для игры. Тяга к интересным занятиям – показатель культуры деятельности. Дошкольник учится контролировать свою деятельность и отдых, организованно выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику.

Культура общения означает умение не только правильно себя вести, но и воздерживаться от неуместных действий, слов, жестов.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Она состоит из наличия у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить, сохраняя спокойный тон.

Культурно-гигиенические навыки – это необходимость быть опрятным ребенком, содержать в чистоте лицо, руки, тело, прическу, одежду, обувь. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Как в этой связи отмечает И. В. Курочкина, «культурно-гигиенические навыки – очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми. Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались».

«Педагоги и родители должны принимать во внимание, что привитые навыки с детства приносят человеку пользу в течение всей его дальнейшей жизни», – справедливо полагает С. В. Петерина [26, с. 19-20].

Итак, культура поведения дошкольника представляет собой совокуп-ность форм повседневных действий ребенка, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Культура поведения тесно связана с чувствами и представлениями детей о морали и этикете и включает в себя такие компоненты, как культура деятельности; культура общения; культурно-гигиенические навыки и привычки. В процессе воспитания культуры поведения дошкольника педагоги используют целый арсенал специальных дидактических средств, заслуженное место среди которых по праву отводится устному народному творчеству как хранилищу многовекового опыта, выраженного простым, доступным и вместе с тем предельно эмоциональным способом, что соответствует психолого-возрастным особенностям детей младшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Что может ваш малыш?»Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Что может ваш малыш?» Просматривая фотографии своего младшего сына и (по совместительству) воспитанника моей семейной группы, сделанные в осенний период, я решила.

Консультация для родителей «Как подготовить детей младшего дошкольного возраста ко сну» Консультация для родителей «Как подготовить детей младшего дошкольного возраста ко сну» Каждому ребенку необходимо разное количество часов.

Консультация для родителей «Особенности профилактики интернет-аддикции как одной из форм зависимого поведения у детей с ОВЗ» Современный мир невозможно представить без гаджетов: смартфонов, планшетов и прочей цифровой техники, однако специалисты отмечают, что с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Особенности воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 декабря 2024 в 18:14
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Особенности воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Климова (УИ 352112) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД