Олеся Климова
Консультация для родителей «Особенности воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста. Консультация для родителей.
Дошкольный возраст, как было отмечено выше – это период первона-чального становления личности. Многочисленные психологические и педаго-гические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии це-ленаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Культура поведения для детей
- Средняя группа
- Темочки
Одной из основных задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание культуры поведения.
Культура поведения дошкольника обычно определяется как «совокуп-ность форм повседневных действий ребенка, в которых находят внешнее выражение моральные и этические нормы этого поведения» [28, с. 19]. Культура поведения тесно связана с чувствами и представлениями детей о морали и этикете.
Основными компонентами культуры поведения дошкольников являются :
1) культура деятельности;
2) культура общения;
3) культурно-гигиенические навыки и привычки.
«И правило, и норма – это определенный, общепринятый порядок дей-ствий. Но правило имеет более узкий смысл, оно может быть единичным, относиться к конкретной ситуации, конкретному предмету: правило пользования предметом, правило поведения за столом и др. Норма более широкое и обобщенное понятие, она информирует об общей направленности отношений и поведения, конкретный смысл определяется правилами. Например, воспитатель сообщает детям : когда занимаем свои места за столами для занятия, стульчики надо придвигать тихо; если в группу зашел гость, надо предложить ему пройти и сесть – это правила. Норма, исходящая из этих правил – быть внимательным и заботливым по отношению к другим людям», – отмечает А. С. Портянкина [28, с. 20].
По мнению большинства психологов и педагогов, в дошкольном воз-расте у детей складывается более покладистое отношение к соблюдению правил, желание понять их. Дошкольники начинают понимать необходимость применения определенных правил в разных ситуациях, осознают противоречивость некоторых правил (нужно ли всегда помогать другу; всегда ли виноват тот, кто подрался; всегда ли жалоба воспитателю является ябедничеством и т. д.). Очень важно, чтобы дети креативно и с умом подходили к соблюдению правил и норм.
Необходимым положением успешного усвоения норм для дошкольника является упражнения в поведении. Имеются в виду упражнения, совместная деятельность, где приобретаемые правила могли бы при нужных условиях превращаться в норму поведения каждого воспитанника и всей группы. Сформированность культуры поведения дошкольного возраста особенно проявляется в отношениях к себе, окружающим людям, сверстникам и взрослым, обязанностям, природе, труду и т. д. и в будущем составит основу мироотношения ребенка в целом.
По мнению С. В. Петериной, воспитание культуры поведения предполагает обучение детей правильно есть, используя необходимые приборы; быть опрятными; следить за своей осанкой; уметь использовать речевой этикет.
Согласно наблюдениям ученого, существует четыре группы правил поведения :
1) правила культуры общения;
2) гигиенические правила;
3) общие правила морали;
4) правила культуры деятельности.
«Культура поведения, деятельности определяется поведением детей на занятиях, во время выполнения трудовых поручений, в играх», – подчеркивает исследователь [26, с. 18].
Сформировать у ребенка культуру деятельности – означает воспитать у него умение приводить в порядок свое место для занятий, игр, труда; приучить доводить до конца начатое дело, аккуратно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Дети дошкольного возраста должны уметь приготовить все не-обходимое для занятий, труда, подбирать игрушки, подходящие для игры. Тяга к интересным занятиям – показатель культуры деятельности. Дошкольник учится контролировать свою деятельность и отдых, организованно выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику.
Культура общения означает умение не только правильно себя вести, но и воздерживаться от неуместных действий, слов, жестов.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Она состоит из наличия у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить, сохраняя спокойный тон.
Культурно-гигиенические навыки – это необходимость быть опрятным ребенком, содержать в чистоте лицо, руки, тело, прическу, одежду, обувь. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Как в этой связи отмечает И. В. Курочкина, «культурно-гигиенические навыки – очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми. Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались».
«Педагоги и родители должны принимать во внимание, что привитые навыки с детства приносят человеку пользу в течение всей его дальнейшей жизни», – справедливо полагает С. В. Петерина [26, с. 19-20].
Итак, культура поведения дошкольника представляет собой совокуп-ность форм повседневных действий ребенка, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Культура поведения тесно связана с чувствами и представлениями детей о морали и этикете и включает в себя такие компоненты, как культура деятельности; культура общения; культурно-гигиенические навыки и привычки. В процессе воспитания культуры поведения дошкольника педагоги используют целый арсенал специальных дидактических средств, заслуженное место среди которых по праву отводится устному народному творчеству как хранилищу многовекового опыта, выраженного простым, доступным и вместе с тем предельно эмоциональным способом, что соответствует психолого-возрастным особенностям детей младшего дошкольного возраста.