Елизавета Мишина
Особенности урока литературного чтения в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
1.1. Особенности урока литературного чтения в начальной школе
В младшем школьном возрасте идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта и поэтому, обращая большое внимание на эту особенность, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по выразительной речи и литературному чтению.
Публикация «Особенности урока литературного чтения в начальной школе» размещена в разделах
Основная цель литературного чтения как предмета в начальных классах - развитие читателя, а это предполагает формирование деятельности, включающей умения:
1) воспринимать текст (читать вслух и молча, выразительно, выборочно, подробно);
2) понимать читаемое (не только факты, но и смысл);
3) высказывать свои суждения о произведении;
4) выражать эмоциональное отношение к прочитанному и воссоздавать в своем воображении художественные образы; воспроизводить текст (подробно, выборочно, сжато).
Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.
Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка жить в образе.
Последняя особенность читателя младшего возраста - отсутствие реакции на художественную форму.
Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста, можно на долгие годы «убить» у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще. В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских.
Учащиеся I - II классов не могут самостоятельно, без помощи взрослого осознать идейное содержание произведения; дети этого возраста не могут по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а воспринимают его только на эмоциональном уровне: «страшно», «смешно»; читатель шести – восьми лет не осознает, что в художественном произведении воссоздается не реальная действительность, а отношение автора к реальной действительности, поэтому ими не ощущается авторская позиция, а значит, и не замечается форма произведения.
Учащиеся III - IV классов уже приобрели некоторый читательский опыт, их жизненный багаж стал значительнее. Воображение этих учащихся достаточно развито для того, чтобы по описанию воссоздать не виденный ранее объект, если для его описания использованы освоенные языковые средства. У учащихся, находящихся на этом уровне, появляется сопереживание автору, то есть они разводят свою собственную читательскую позицию и позицию автора.
Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия.
В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений. Наряду с этим, художественная литература является важным средством познания детьми окружающего их мира. Знания, которые получают дети при чтении художественных произведений – об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, первоначальные сведения из истории нашей Родины – помогает накоплению социально-нравственного опыта ребенка.
Литературное образование и развитие предполагает подготовку полноценного читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу. К критериям литературного образования и развития ребенка относят: необходимый объем теоретических сведений литературоведческого характера; владение специальными читательскими умениями, помогающими понять идейно-художественный смысл произведения; саму начитанность ребенка, т. е. что он читает и по какому признаку отбирает книги для чтения; и, конечно же, собственное литературное творчество ученика.
Таким образом, чтение и адекватное восприятие художественных произведений, во-первых, расширяет и углубляет кругозор учащихся и обогащает их знания и эмоции; во-вторых, служит средством воспитательного воздействия на учащихся; в-третьих, способствует обогащению и развитию языка учащихся.