Шишкина Александра
Особенности трудового воспитания детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Первоначальные предпосылки развития трудовой деятельности и трудового воспитания детей закладываются в раннем возрасте. В качестве предпосылок становления трудовой деятельности рассматриваются развитие произвольных движений, формирование связи между действием и результатом, развитие результативных и орудийных действий, развитие продуктивной деятельности, стремление к самостоятельному решению доступных практических задач.
Публикация «Особенности трудового воспитания детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Развитие результативных действий начинается с формирования произвольных движений рук ребенка к концу первого полугодия жизни. Постепенно они дифференцируются и приспосабливаются к форме, величине, местоположению предмета. Затем во втором полугодии отдельные движения объединяются в системы, и ребенок оказывается способным достигать объективного результата — захватывать погремушку и греметь ею, выбрасывать предметы из коляски и т. п. Это результативные повторные действия. Они характеризуются целесообразностью, так как ребенок повторяет их для достижения элементарного результата. К концу года при обучающем воздействии взрослого такие целесообразные результативные действия усложняются: дети вкладывают полые предметы один в другой, нанизывают колечки на стержень, складывают мелкие предметы в коробку и т. п.
Однако дети могут терять цель действия и направленность на результат, возвращаться к манипулированию с предметом. Это происходит в том случае, если ребенок не устанавливает связь между действием и результатом. Условиями установления такой связи является показ взрослым действия и результата, привлечение внимания ребенка к результату, близость его к действию во времени. Получение результата становится мотивом для повторения действия. На этой основе в начале второго года жизни формируются элементарные орудийные действия: ребенок начинает пользоваться чашкой, ложкой в соответствии с их назначением, а затем и другими орудиями (палочкой для доставания предметов, лопаткой для насыпания песка и т. п.).
На втором и третьем году жизни ребенок овладевает отдельными результативными трудовыми действиями (расстегнуть пуговицы, снять чулки и т. п.). Овладение этими действиями и простейшей элементарной продуктивной деятельностью приводит к дальнейшему развитию произвольных движений, формированию различных двигательных навыков, пробуждает у ребенка интерес к действиям взрослых, к простым трудовым процессам.
Таким образом, в раннем возрасте формируются весьма существенные предпосылки для дальнейшего развития трудовой деятельности. В соответствии с этим ставятся и задачи трудового воспитания :
1. Формировать у детей результативные, а затем продуктивные ручные и орудийные действия и на этой основе элементарные трудовые действия по самообслуживанию.
2. Воспитывать у детей интерес к трудовым действиям взрослых.
Решение задач трудового воспитания наиболее целенаправленно осуществляется со второго года жизни. Содержание трудового воспитания на втором году определяется возможностями детей, особенностями развития предпосылок трудовой деятельности. В первом полугодии это формирование результативных и орудийных действий и простых трудовых действий (трудовых умений) по самообслуживанию: есть ложкой, снимать колготки и расшнурованные ботинки, смывать мыльную пену с рук под струей воды и т. д.
Во втором полугодии дети продолжают учиться мыть руки и самостоятельно есть, снимать расстегнутые и развязанные взрослыми части одежды, не разбрасывать их.
На третьем году жизни содержание самообслуживания усложняется. Дети должны освоить процесс мытья рук, одевания и раздевания, учатся расстегивать и застегивать пуговицы спереди, шнуровать ботинки, надевать предметы одежды в определенном порядке, замечать неопрятность в костюме и устранять с помощью взрослых.
В это же время детей начинают привлекать к выполнению простейших трудовых действий с близким результатом: принести какие-нибудь предметы, поставить на стол тарелку с хлебом, собрать в коробку кубики с пола и т. п.
Элементарные трудовые действия представляют значительные трудности для малышей второго и третьего года жизни, и их становление требует тщательного педагогического руководства. Воспитатель формирует навыки самообслуживания, опираясь на большой интерес детей этого возраста к самостоятельным действиям с предметами, на большую подражательность действиям взрослого. Все попытки к самостоятельному достижению результата («Я сам!») воспитатель поддерживает и поощряет. Однако, чтобы ребенок смог достигнуть результата, малыша нужно научить видеть его, научить соответствующим действиям. Это осуществляется взрослым, как при самообслуживании, так и в процессе хозяйственно - бытового труда, где ребенок выступает только зрителем ( например: вымыли руки — они стали чистые; вытерли полотенцем — стали сухие, чистые; выгладили куклам платья — они стали красивые, глаженые). Эмоциональная реакция взрослого на достижение результата формирует эмоционально-положительное отношение к нему и ребенка, пробуждает стремление к его достижению. Разъяснение взрослого еще раз позволяет связать процесс действия с результатом и целью: вымыли руки, они стали чистые — можно идти обедать.
Обучение трудовым действиям осуществляется в процессе индивидуального общения с ребенком, в процессе ухода за ним. Обучение включает неторопливый показ, объяснение, как выполнить сначала одно, а затем и ряд действий в последовательности, прямую помощь. В одних случаях взрослый может помочь ребенку правильно взять предмет, которым малыш должен действовать, вложить в руки ребенку ложку, полотенце, чтобы правильно ими пользоваться, или тарелку с хлебом, чтобы ее перенести. В других случаях взрослый действует руками ребенка, давая ему возможность проявить усилие, почувствовать выполняемое действие: снять колготки или ботинки с ноги и т. д.
По мере освоения трудовых действий воспитатель помогает только при выполнении наиболее трудных для ребенка, а затем просто подсказывает следующее действие, которое выполняет ребенок (сначала расправь полотенце на руках, затем вытри лицо и т. д.). Каждый успех ребенка необходимо отметить. Поощрение вызывает у ребенка радостное настроение, стремление к повторению действия, к достижению желаемого результата.
Для закрепления первоначальных трудовых, действий необходимы следующие условия:
а) показ, пояснение и упражнение в действиях;
б) постоянство требований к детям в детском саду и в семье (дети сами выполняют посильные действия по самообслуживанию);
в) постоянство требований к последовательности выполнения, качеству трудовых действий и результату;
г) спокойная деловая обстановка, учитывающая возможности ребенка;
д) переход от индивидуального обучения, к групповому по мере усвоения действий и умения слушать взрослого.
Самостоятельность ребенка этого возраста в самообслуживании опирается на сформированность умений застегивать, расстегивать, шнуровать и т. п. Формирований таких умений широко применяются игровые упражнения: одевание кукол, когда дети многократно застегивают или расстегивают их одежду. Существуют и специально сделанные дидактические пособия — разные виды застежек. Дети охотно упражняются в довольно сложных движениях и овладевают необходимыми умениями.
С целью закрепления последовательности трудовых действий по самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание и т. д.) проводятся занятия с использованием игровых приемов: уложим куклу спать, оденем куклу на прогулку, умоем куклу и т. п.
Игры привлекаются и для совершенствования орудийных действий: детей учат пользоваться совком, лопаткой, чтобы насыпать песок в формочки, забивать деревянным молоточком колышки и т. д.
Bce это обеспечивает не только обучение, но и приучение, т. е. воспитание привычки действовать в определенных условиях усвоенным образом. У маленького ребенка происходит быстрая выработка привычек и быстрое их угасание. Поэтому необходимо постоянное повторение трудовых действий с учетом возможностей растущего ребенка. Таким образом, методика трудового воспитания предусматривает формирование у детей раннего возраста трудовых действий, их направленности на результат и стремления преодолевать посильные в процессе достижения результата трудности.