Марина Бабина
Особенности составления индивидуального заключения учителем-логопедом ПМПК
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является логопедическая диагностика. Логопеды-практики отмечают некоторые сложности при формулировке логопедических заключений :
1. Логопедические заключения по-разному определяются и формулируются в различных регионах, муниципальных образованиях, населенных пунктах, образовательных организациях.
2. Имеются различия в подходах к формулировке логопедического заключения у Московской и Петербургской логопедических школ.
Публикация «Особенности составления индивидуального заключения учителем-логопедом ПМПК» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Характеристика на ребенка в детском саду. ПМПК
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
3. В имеющихся методических рекомендациях используются вариативные формулировки логопедических заключений применительно только к одному речевому дефекту, без учета его структуры и природы (например, «Общее недоразвитие речи» или «Недостаточная сформированность средств языка»).
4. Существует проблема формулировки логопедического заключения у детей с ограниченными возможностями здоровья с задержанным и дефицитарным психическим развитием.
5. Отмечаются трудности формулировки логопедического заключения у обучающихся первого и начала второго классов, т. к. термины «дисграфия» и «дислексия» относятся к нарушениям письма и чтения, а на данном этапе имеют место проблемы формирования процессов чтения и письма.
Логопедическая диагностика основывается на существующих в логопедии классификациях речевых нарушений: психолого-педагогической и клинико-педагогической.
Логопедическое заключение формулируется с учетом пересечения этих двух классификаций.
В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе:
1. Психолого-педагогической классификации, которая ориентирована на выявление, прежде всего, речевой симптоматики (симптомологический уровень) на основе психолого-лингвистических критериев. Симптомологический уровень анализа речевых нарушений позволяет описать внешние симптомы недоразвития языка (речи) у детей, выявить нарушенные компоненты речи.
1.1. Фонетическое нарушение речи.
1.2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
1.3. Общее недоразвитие речи (I, II, III, уровень речевого развития).
1.4. Нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
1.5. Лексико-грамматическое недоразвитие речи.
2. Клинико-педагогической классификации, акцентирующей внимание на тех нарушениях, которые должны стать объектом логопедического воз-действия. В процессе постановки логопедического заключения необходимыми являются медицинские данные, клинические характеристики, которые позволяют уточнить тот или иной логопедический диагноз. Клинические характеристики ориентированы на объяснение причин возникновения речевых расстройств, на лечение ребенка, а не на систему коррекции, развития речи.
2.1. Дислалия.
2.2. Дизартрия или стертая форма дизартрии.
2.3. Ринолалия.
2.4. Расстройства голоса.
2.5. Моторная, сенсорная алалия.
2.6. Детская афазия.
2.7. Заикание.
2.8. Тахилалия.
Примерные формулировки логопедических заключений для детей дошкольного возраста:
- Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития). Стертая форма дизартрии.
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Дислалия.
- Общее недоразвитие речи (II уровень речевого развития). Заикание.
В логопедическом заключении для детей школьного возраста указываются:
1. Нарушения устной речи (если есть).
2. Нарушения письменной речи (виды дисграфии, дислексии, (по Р. И. Лалаевой).
Нарушения процесса чтения:
- Фонематическая дислексия (нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия)
- Аграмматическая дислексия (недоразвитие грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений). Чаще всего у детей с ОНР и СНР.
- Мнестическая дислексия (трудности в усвоении букв, их недифференцированные замены, нарушение ассоциации между зрительным образом буквы и произносимым звуком).
- Семантическая дислексия (нарушение понимания прочитанных слов).
- Оптическая дислексия (сложности усвоения оптически сходных букв и их недифференцированных заменах).
Классификация дисграфии с учетом несформированности определенных операций письма, разработанная сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. А. И. Герцена:
- Артикуляторно-акустическая дисграфия (обусловлена неправильным произношением звуков речи или несформированностью кинестетических образов звуков).
- Акустическая дисграфия (обусловлена нарушениями фонемного распознавания дифференциации фонем).
- Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (нарушения слухового и фонематического анализа и синтеза).
- Аграмматическая дисграфия (несформированность лексико-грамматического строя речи).
- Оптическая дисграфия (несфрмированность зрительно-пространственных функций).
Особую трудность в постановке логопедического заключения вызывают такие категории детей, как дети с билингвизмом и дети с нарушением слуха.
Примерные формулировки логопедических заключений для детей с билингвизмом.
Дошкольный возраст:
- Недостаточная сформированность средств русского языка у ребенка с билингвизмом.
Школьный возраст:
- Недостаточная сформированность средств русского языка, трудности в овладении чтением и письмом у ребенка с билингвизмом.
- Недостаточная сформированность средств русского языка, нарушение процесса формирования чтения и письма у ребенка с билингвизмом.
- Недостаточная сформированность средств русского языка, нарушения чтения и письма, у ребенка с билингвизмом.
Примерные формулировки логопедических заключений для детей с нарушением слуха.
Дошкольный возраст:
- Недостаточная сформированность языковых средств у ребенка с нарушением слуха.
Школьный возраст:
- Недостаточная сформированность языковых средств у ребенка с нарушением слуха. Трудности в овладении чтением и письмом.
- Недостаточная сформированность языковых средств. Нарушения процессов формирования чтения и письма у ребенка с нарушением слуха.
- Недостаточная сформированность языковых средств. Нарушения чтения и письма, у ребенка с нарушением слуха.