Юлия Чазова
Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день одним из приоритетных направлений работы государственной социальной политики России можно считать внедрение в образовательный процесс инклюзивного образования. Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
В мировой практике вопрос актуальности инклюзивного образования рассматривается с 1970-х годов. В современной образовательной политике США и Европы разрабатываются и внедряются пакеты нормативных документов, способствующих расширению образовательных возможностей детей с ОВЗ. Во многих странах уже сложилось определённое мнение относительно инклюзивного образования детей, начиная с дошкольного возраста. В России об инклюзии в образовании в полный голос заговорили в девяностых годах. Существование инклюзивного образования укрепляет нравственное здоровье общества, способствует духовному возрождению. Если социальная среда готова к принятию инклюзии, то результаты будут положительными (1).
Публикация «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Инклюзивное воспитание нужно начинать с раннего детства. Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессиональное психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательной работы с подрастающим поколением. При активном включении в группы детского сада детей с проблемами в развитии, следует создавать доступную и развивающую среду в группе ДО. Педагоги должны обеспечить детям с ОВЗ психологический настрой на преодоление возможных трудностей (2).
В данный момент, при внедрении ФГОС в систему дошкольного образования, инклюзия становится более доступной и реальной. Мы отходим от фронтальных форм обучения дошкольников, широко внедряя интегрированные формы работы с дошкольниками. Формируется развивающая среда по принципу вариативности, осуществляется индивидуальный подход при подаче обучающего материала, развивается самостоятельная активность ребёнка, внедряется модульная организация образовательных программ. Всё это позволяет достигать высокой эффективности образовательной деятельности. Понятия «тьюторство», «тьюторское сопровождение» не являются в строгом смысле слова новыми для современного образования. В настоящее время в теории и практике образования существует еще несколько подходов к определению понятия «тьютор» и соответствующих этим определениям образовательных систем. Наиболее заметны исследования, проводимые в системе Школа «Эврика-развитие» (Ковалева Т. М., Рыбалкина Н. В., Щедровицкий П. Г. и др.). Тьютор, по мнению авторов, выполняет роль посредника между педагогом и ребенком, организатора деятельности и программ индивидуального развития. Основными составляющими тьюторской технологии, являются организация условий для становления индивидуальной образовательной программы обучающегося, ее сопровождение. Под образовательной траекторией авторы понимают последовательность образовательных проектов, которые придумывает и реализует воспитанник вместе с педагогом (1).
Сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда — чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.
Тьюторская позиция родителя по отношению к пути развития своего ребенка была и будет предопределена социальной ситуацией развития как общества в целом, так и семьи в частности. А содержание тьюторского сопровождения – системы деятельности взрослого, направленной на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе - безусловно, требует консолидации усилий науки и практики. Это значит, что тьюторская позиция родителя ребенка нуждается в профессиональной педагогической поддержке в свою очередь со стороны системы дошкольного образования.
Тьюторство в современном образовании – это педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования. Очевидно, что качество дошкольного образования на современном этапе обусловлено тем, какую позицию занимают родители по отношению к своему ребенку и как именно обеспечивают психолого-педагогическое сопровождение его развития в условиях семьи.
Таким образом, инклюзивное образование доказывает, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь. Оно предоставляет возможность коммуникации в атмосфере эмпатийности, толерантности, социальной справедливости, сотрудничества. В дальнейшем, успешная социализация и получение образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, обеспечивает им полноценное участие в жизни общества.
Список использованной литературы
1. Семаго Н. Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов / Под науч. ред. М. М. Семаго. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением правительства Российской Федерации от 01.07.1995 г. № 667 [Текст] // Дошкольное образование в России – М. : АСТ, 2000, - С. 58-67.