Мария Торпочева
Особенности сенсорного развития у детей с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности сенсорного развития у детей с нарушением интеллекта.
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Восприятие – зто непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.
Публикация «Особенности сенсорного развития у детей с нарушением интеллекта» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
Существуют следующие виды сенсорных ощущений :
- зрительные;
- слуховые;
- осязательные;
- обонятельные;
- вкусовые.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойст предметов.
В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки. В качестве эталонов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов величины – метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (солёный, сладкий, горький, кислый). В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, вкусовые, обонятельные образы. Закрепить образы предметов, сделать их более чёткими ребенку помогают слова.
Задачи сенсорного воспитания
- познакомить ребёнка с цветом;
- познакомить с формой предметов
- звуками окружающего мира;
- с величиной предметов;
- познакомить с вкусовыми эталонами.
Для детей с нарушением интеллекта особенно важным является проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта, который позволит использовать полученные знания в разнообразных ситуациях.
Усвоение сенсорных эталонов у детей с нарушением интеллекта – это длительный и слоржный процесс.
Особенности занятий с “ особыми” детьми.
В работе с детьми с умственной отсталостью необходимо использовать игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по настоящему значимым. Этого можно добиться:
1) подбирая специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип (например, пирамидки и матрешки учат дифференцировать предметы по величине; рамки Монтессори и доски Сегена учат на пркатике учитывать такое свойство предметов, ка форма);
2) организуя веселые подвижные игры с использованием разнообразных игрушек, в которых невозможно достич цели без учета определённого признака предмета.
3) Использовать тесные межпредметные связи;
4) Применение индивидуальногго и дифференцированного подхода на занятиях.