Юлия Федорченко
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Аннотация: в статье анализируются особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Авторы рассматривают особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста исходя из психологофизиологических особенностей данного возраста.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: дошкольный возраст, речь, речевое развитие в ДОУ, задачи речевого развития.
Развитие речи у детей понимается как основной показатель интеллектуального развития. Естественно, развитие мышления и речи, как психических процессов, тесно взаимосвязаны. Но развитие речи составляет только часть общего интеллектуального уровня личности ребенка.
Надо учитывать, что для дошкольника речь – это многофункциональное средство. При помощи речи «он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Речь помогает ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности» [1, с. 8]. Посредством речевой деятельности дети воспринимают и используют окружающие их образы.
Для детей старшего дошкольного возраста «в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир» [2, с. 47]. В то же время дети учатся говорить и стремятся, чтобы их поняли.
К тому времени, когда будет пора идти в школу, старшему дошкольнику необходимо знать и использовать много слов, грамотно и связно строить свою речь, получать познавательную информацию, общаться со сверстниками и взрослыми.
Психологические особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста обусловлены тем, что каждый год жизни диктует свой темп и ритм. Речевые умения и навыки за такой отрезок времени изменяются кардинально. Активный словарь ребенка этого возраста количество слов увеличивается почти в два раза. Высказывания становятся более образными и эмоциональными.
В. Г. Дмитриева отмечает, что «речевые навыки поднимаются на новый уровень в старшем дошкольном возрасте, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит связная речь» [2, с. 48]. Связной называют такую речь, «которая связана смысловым содержанием. Это содержание довольно полно раскрывает мысль или намерение говорящего, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями» [2, с. 49].
Полноценное речевое развитие детей старшего дошкольного возраста «позволяет им излагать свои мысли понятным языком» [3, с. 28]. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя. «Если ранее слова сопровождали действие, то в старшем дошкольном возрасте они выходят на первый план» [3, с. 29].
Важным моментом является появление сравнительно новых речевых форм деятельности. Родителям важно понимать, что «каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития» [1, с. 13]. Замечая у своего ребенка проблемы в развитии речи, не следует сравнивать его с другими. Однако оставлять без внимания этот вопрос также нельзя.
Помощь родителей необходима старшему дошкольнику в полноценном познавательном речевом развитии. Дети при своевременной поддержке родителей успешно продвигаются в эффективном формировании словарного запаса, словотворчестве, развитии качественных умений словесного описания.
Коммуникативная функция речи не менее важна, чем познавательная. «Речь и возникает на основе потребности в общении как самое удобное средство контактирования» [2, с. 49]. Полноценное общение детей создает подходящие условия для запуска природного механизма развития общих речевых навыков. Занимаясь какой-либо деятельностью, дети постоянно говорят. Они сопровождают словами свои действия, обращаются друг к другу. Любопытный момент, дети часто при общении принимают точку зрения партнера по игре. Они никогда не интересуются, понял ли их собеседник. Срабатывает критерий – раз произнесено, значит, должно быть понято. Тем более, что говорящий обязательно употребляет слова, которые привлекают внимание: посмотри, видишь, послушай и т. п. Общение старшего дошкольника со взрослым чаще имеет познавательный характер. Совместная беседа строится вокруг бытовых тем, «родители стараются следить за речевыми нормами в высказываниях ребенка». Сверстники этих норм не знают, поэтому речевое общение протекает свободно, чем привлекает детей.
Таким образом, речевое развитие является частью формирования познавательной сферы дошкольника. Восприимчивость к новой информации, умение выразить словами свои мысли и состояния, значительный словарный запас – важнейшие составляющие, которые обеспечивают дальнейшее развитие и социализацию личности.
Список литературы:
1. Александрова О. В. Развитие мышления и речи для малышей 4–6 лет. – М. : Эксмо, 2018. – 48 c.
2. Дмитриева В. Г. Развитие речи. Умные ступеньки 5–6 лет. – М. : АСТ, 2019. – 256 c.
3. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5–7 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации (по ФГОС, дополн. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 272 c.