Юлия Федорченко
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Аннотация: в статье анализируются особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Авторы рассматривают особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста исходя из психологофизиологических особенностей данного возраста.
Публикация «Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: дошкольный возраст, речь, речевое развитие в ДОУ, задачи речевого развития.
Развитие речи у детей понимается как основной показатель интеллектуального развития. Естественно, развитие мышления и речи, как психических процессов, тесно взаимосвязаны. Но развитие речи составляет только часть общего интеллектуального уровня личности ребенка.
Надо учитывать, что для дошкольника речь – это многофункциональное средство. При помощи речи «он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Речь помогает ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности» [1, с. 8]. Посредством речевой деятельности дети воспринимают и используют окружающие их образы.
Для детей старшего дошкольного возраста «в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир» [2, с. 47]. В то же время дети учатся говорить и стремятся, чтобы их поняли.
К тому времени, когда будет пора идти в школу, старшему дошкольнику необходимо знать и использовать много слов, грамотно и связно строить свою речь, получать познавательную информацию, общаться со сверстниками и взрослыми.
Психологические особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста обусловлены тем, что каждый год жизни диктует свой темп и ритм. Речевые умения и навыки за такой отрезок времени изменяются кардинально. Активный словарь ребенка этого возраста количество слов увеличивается почти в два раза. Высказывания становятся более образными и эмоциональными.
В. Г. Дмитриева отмечает, что «речевые навыки поднимаются на новый уровень в старшем дошкольном возрасте, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит связная речь» [2, с. 48]. Связной называют такую речь, «которая связана смысловым содержанием. Это содержание довольно полно раскрывает мысль или намерение говорящего, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями» [2, с. 49].
Полноценное речевое развитие детей старшего дошкольного возраста «позволяет им излагать свои мысли понятным языком» [3, с. 28]. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя. «Если ранее слова сопровождали действие, то в старшем дошкольном возрасте они выходят на первый план» [3, с. 29].
Важным моментом является появление сравнительно новых речевых форм деятельности. Родителям важно понимать, что «каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития» [1, с. 13]. Замечая у своего ребенка проблемы в развитии речи, не следует сравнивать его с другими. Однако оставлять без внимания этот вопрос также нельзя.
Помощь родителей необходима старшему дошкольнику в полноценном познавательном речевом развитии. Дети при своевременной поддержке родителей успешно продвигаются в эффективном формировании словарного запаса, словотворчестве, развитии качественных умений словесного описания.
Коммуникативная функция речи не менее важна, чем познавательная. «Речь и возникает на основе потребности в общении как самое удобное средство контактирования» [2, с. 49]. Полноценное общение детей создает подходящие условия для запуска природного механизма развития общих речевых навыков. Занимаясь какой-либо деятельностью, дети постоянно говорят. Они сопровождают словами свои действия, обращаются друг к другу. Любопытный момент, дети часто при общении принимают точку зрения партнера по игре. Они никогда не интересуются, понял ли их собеседник. Срабатывает критерий – раз произнесено, значит, должно быть понято. Тем более, что говорящий обязательно употребляет слова, которые привлекают внимание: посмотри, видишь, послушай и т. п. Общение старшего дошкольника со взрослым чаще имеет познавательный характер. Совместная беседа строится вокруг бытовых тем, «родители стараются следить за речевыми нормами в высказываниях ребенка». Сверстники этих норм не знают, поэтому речевое общение протекает свободно, чем привлекает детей.
Таким образом, речевое развитие является частью формирования познавательной сферы дошкольника. Восприимчивость к новой информации, умение выразить словами свои мысли и состояния, значительный словарный запас – важнейшие составляющие, которые обеспечивают дальнейшее развитие и социализацию личности.
Список литературы:
1. Александрова О. В. Развитие мышления и речи для малышей 4–6 лет. – М. : Эксмо, 2018. – 48 c.
2. Дмитриева В. Г. Развитие речи. Умные ступеньки 5–6 лет. – М. : АСТ, 2019. – 256 c.
3. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5–7 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации (по ФГОС, дополн. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 272 c.