Приложение МААМ

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Юлия Федорченко
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Аннотация: в статье анализируются особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Авторы рассматривают особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста исходя из психологофизиологических особенностей данного возраста.

Темочки:

Ключевые слова: дошкольный возраст, речь, речевое развитие в ДОУ, задачи речевого развития.

Развитие речи у детей понимается как основной показатель интеллектуального развития. Естественно, развитие мышления и речи, как психических процессов, тесно взаимосвязаны. Но развитие речи составляет только часть общего интеллектуального уровня личности ребенка.

Надо учитывать, что для дошкольника речь – это многофункциональное средство. При помощи речи «он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Речь помогает ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности» [1, с. 8]. Посредством речевой деятельности дети воспринимают и используют окружающие их образы.

Для детей старшего дошкольного возраста «в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир» [2, с. 47]. В то же время дети учатся говорить и стремятся, чтобы их поняли.

К тому времени, когда будет пора идти в школу, старшему дошкольнику необходимо знать и использовать много слов, грамотно и связно строить свою речь, получать познавательную информацию, общаться со сверстниками и взрослыми.

Психологические особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста обусловлены тем, что каждый год жизни диктует свой темп и ритм. Речевые умения и навыки за такой отрезок времени изменяются кардинально. Активный словарь ребенка этого возраста количество слов увеличивается почти в два раза. Высказывания становятся более образными и эмоциональными.

В. Г. Дмитриева отмечает, что «речевые навыки поднимаются на новый уровень в старшем дошкольном возрасте, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит связная речь» [2, с. 48]. Связной называют такую речь, «которая связана смысловым содержанием. Это содержание довольно полно раскрывает мысль или намерение говорящего, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями» [2, с. 49].

Полноценное речевое развитие детей старшего дошкольного возраста «позволяет им излагать свои мысли понятным языком» [3, с. 28]. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя. «Если ранее слова сопровождали действие, то в старшем дошкольном возрасте они выходят на первый план» [3, с. 29].

Важным моментом является появление сравнительно новых речевых форм деятельности. Родителям важно понимать, что «каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития» [1, с. 13]. Замечая у своего ребенка проблемы в развитии речи, не следует сравнивать его с другими. Однако оставлять без внимания этот вопрос также нельзя.

Помощь родителей необходима старшему дошкольнику в полноценном познавательном речевом развитии. Дети при своевременной поддержке родителей успешно продвигаются в эффективном формировании словарного запаса, словотворчестве, развитии качественных умений словесного описания.

Коммуникативная функция речи не менее важна, чем познавательная. «Речь и возникает на основе потребности в общении как самое удобное средство контактирования» [2, с. 49]. Полноценное общение детей создает подходящие условия для запуска природного механизма развития общих речевых навыков. Занимаясь какой-либо деятельностью, дети постоянно говорят. Они сопровождают словами свои действия, обращаются друг к другу. Любопытный момент, дети часто при общении принимают точку зрения партнера по игре. Они никогда не интересуются, понял ли их собеседник. Срабатывает критерий – раз произнесено, значит, должно быть понято. Тем более, что говорящий обязательно употребляет слова, которые привлекают внимание: посмотри, видишь, послушай и т. п. Общение старшего дошкольника со взрослым чаще имеет познавательный характер. Совместная беседа строится вокруг бытовых тем, «родители стараются следить за речевыми нормами в высказываниях ребенка». Сверстники этих норм не знают, поэтому речевое общение протекает свободно, чем привлекает детей.

Таким образом, речевое развитие является частью формирования познавательной сферы дошкольника. Восприимчивость к новой информации, умение выразить словами свои мысли и состояния, значительный словарный запас – важнейшие составляющие, которые обеспечивают дальнейшее развитие и социализацию личности.

Список литературы:

1. Александрова О. В. Развитие мышления и речи для малышей 4–6 лет. – М. : Эксмо, 2018. – 48 c.

2. Дмитриева В. Г. Развитие речи. Умные ступеньки 5–6 лет. – М. : АСТ, 2019. – 256 c.

3. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5–7 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации (по ФГОС, дополн. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 272 c.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаИгры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаРечь невозможна без речевого дыхания. Дыхание.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Конспект речевого развития старшего дошкольного возраста «Путешествие в джунгли»Конспект речевого развития старшего дошкольного возраста «Путешествие в джунгли» Цель: создать условия для формирования у детей умения составлять текст повествовательного типа Программные задачи: I. Обучающие: - продолжать.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить.

Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В последние годы значительно увеличилось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 апреля 2023 в 10:20
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Федорченко (УИ 2711074) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД