МААМ-картинки

Особенности реализации образовательного процесса: комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности

Юлия Волгина
Особенности реализации образовательного процесса: комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Планирование педагогической деятельности - одна из основ правильной организации жизни детей в детском саду. Оно помогает выстраивать стратегию и тактику образовательного процесса и основывается на анализе достигнутых успехов всей группы и каждого ребенка.

В федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается, что основная цель ДОО – «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации и индивидуализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видам деятельности».

Публикация «Особенности реализации образовательного процесса: комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности» размещена в разделах

В соответствии с ФГОС ДО содержание образования дошкольников условно распределяется по пяти направлениям развития – образовательным областям : социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Каждая образовательная область имеет свои специфические задачи. Но при этом, как указывается во ФГОС ДО, необходим комплексный подход, обеспечивающий развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

Комплекс - совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющих одно целое. Значит, все воздействия педагога на детей в образовательном процессе должны составлять собой некое единство, находиться в системе, в противовес подходу, когда доминирует такая организационная форма, как занятие. При этом занятия не складываются в целостную систему, поскольку часто они заимствуются у авторов разных программ и методик по отдельным видам деятельности. Что происходит с ребенком в такой ситуации? На одном занятии ему рассказывают, например, о транспорте, на другом предлагают нарисовать вазу с цветами, затем он слушает музыку о зиме, а вечером ему читают книгу на какую-нибудь постороннюю тему, и так каждый день. Перед ним мелькают события, как узоры в калейдоскопе. За короткий отрезок времени он успевает познакомиться с предложенной информацией и не имеет возможности осмыслить ее, задать вопросы, использовать ее в жизни. И педагог не может получить «обратную связь» : что и как понял ребенок, насколько ему это было интересно, что его затруднило, заинтересовало? В результате у него не складывается целостная картина окружающего мира, он имеет лишь отрывочные представления о нем. Хочется вспомнить слова К. Д. Ушинского: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов и явлений, даёт нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет».

Сегодня педагогам предлагается сделать содержание работы с детьми более целостным, осмысленным, понятным, логичным с точки зрения детского восприятия, сохранив специфические задачи каждого направления развития. И наиболее очевидное решение - «сортировка» содержания по определенным познавательным темам.

Тема - предмет, суть какого-либо рассуждения или изложения. Именно она может сделать многоаспектное содержание дошкольного образования целостным, объединив информацию из разных областей действительности, способы общения и средства различных видов деятельности ребенка, способы общения и адекватного поведения, набор определенных личностных качеств - все те компоненты, что входят в понятие «содержание образования».

По отношению к детям дошкольного возраста слово «тема» должно пониматься шире, чем тема школьного урока, не только как конкретное знание о предмете, событии, явлении, но и как широкое ассоциативное поле вокруг нее, позволяющее видеть многообразие взаимосвязей, обеспечивать широту их представлений. В школе дети изучают основы разных наук, опираясь на научные понятия, «отражающие существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений», которые часто и выносятся в тему урока, например, «Имя существительное», «Равносторонние треугольники» и т. п. У дошкольников понятийное мышление только начинает зарождаться. Оно опирается не на научные, а на житейские понятия, приобретаемые и используемые в быту, в повседневном общении. В основу темы для дошкольников должен быть положен какой-либо конкретный аспект окружающей действительности (предмет, событие, явление и пр., во всем своем многообразии, со своими внутренними и внешними связями с другими предметами, явлениями, событиями.

Кроме того, темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны, с одной стороны, быть социально значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны вызывать и личностный интерес детей, обеспечивающий мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас».

В комплексном планирование программы «Истоки» темы обозначаются из жизни, большая их часть логично и естественно связана с определенным временем (сезоном, месяцем, конкретной датой). Так, в сентябре дети возвращаются в детский сад после летнего отдыха с новыми впечатлениями. Поэтому образовательную работу логично построить на воспоминаниях о лете. В сентябре – октябре – время поговорить с детьми об осенних явлениях в природе, осеннем урожае, отлете птиц в теплые края, подготовке животных к зиме. Поздней осенью ярких событий в природе не происходит, поэтому можно уделить большее внимание «рукотворному миру» : поговорить о том, как люди спасаются от дождя и холода, как обустраивают, освещают и обогревают свое жилище. Декабрь – время встречи зимы, новогодних праздников. Январь – месяц ярких событий, зимних забав, приема гостей, посещения театральных и цирковых представлений. Февраль – подходящее время поговорить о смелости, отваге и чести. О защитниках Родины, о том, за что мы любим своих пап и дедушек. Март – встреча весны, таяние снега, прилет птиц, а также разговоры о маме. Апрель можно посвятить расширению представлений детей о жизни людей в городе, май – о жизни людей в деревне.

То есть образовательный процесс приближен к так называемому «событийному» принципу, что позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Потому что ребенок, как известно, способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослыми, только в том случае, если она станет его собственной программой, то есть если она станет для него интересной и значимой.

Кроме того, в предложенной системе работы с детьми глобальные темы в каждом дошкольном возрасте имеют свое специфическое наполнение, содержание, которое из года в год обогащается, расширяется. Например, одна и та же тема – Животные холодных и жарких стран, присутствующая в образовательной работе от 3 до 7 лет, находит совершенно разное воплощение в образовательной работе в зависимости от возраста детей. В младшей группе это может быть медвежонок в зоопарке, рассматривание его, в средней группе – закрепление уже имеющихся представлений и расширение их: кто еще из животных живет рядом с белым медведем, что помогает этим животным защищаться от холода. В старшей группе – на основе уже сложившихся представлений обсуждение того, как устроена жизнь людей на Севере, какую одежду они носят, как строят традиционнее дома и т. д. Одновременно в рамках этой темы дети начинают знакомиться с родной страной, с тем какая она большая и разная по природе и образу жизни людей. В подготовительной группе дети узнают об экспедиции российский мореплавателей, во время которой была открыта Антарктида, о том, какие еще животные могут жить в холодных условиях. Аналогичным образом педагогами выстраивается работа и по формированию представления детей о животных и образе жизни людей в жарких странах: от конкретных обитателей и их повадок к пониманию зависимости образа жизни людей от особенностей климата и т. д.

Содержание каждой темы осваивается поэтапно. Вначале воспитателю необходимо выяснить имеющиеся представления и опыт детей по данной теме, т. е. что они знают, с чем уже встречались в жизни, как это понимают. Выявление коллективных знаний очень существенно, так как воспитателю предстоит не просто суммировать сведения, известные детям, но и обобщить, упорядочить их, привести в единую систему, показать, что еще нужно узнать, чтобы получить более полное представление о каком-либо явлении.

Затем следует этап расширения и обогащения имеющихся представлений детей. Воспитатель подбирает наиболее адекватные формы работы и виды деятельности, позволяющие детям получить новые знания или самим «открыть» их, убедиться в чем-либо на практике. Это могут быть наблюдения и экскурсии, совместное исследование, чтение художественной литературы и др. При этом взрослый контролирует степень понимания материала детьми, задавая вопросы и организуя их самостоятельную деятельность. Детям необходимо предоставить возможность по-разному «прожить» (освоить) полученную информацию, увидеть её с разной стороны, дополняя и обогащая её новыми впечатлениями, ассоциациями, уметь передать свое отношение к ней, используя разные средства.

На завершающем этапе полученные представления обобщаются, закрепляются и систематизируются.

Как известно, при организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом : у дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Столь длительное время дает возможность детям не только получить новую информацию, но и успеть осмыслить ее, рассмотреть с разных точек зрения, «прожить» практически. Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Реализация комплексно-тематического принципа фактически невозможна вне взаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается связанность, взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Таким образом, происходит не только интеграция содержания, но и интеграция разнообразных организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности.

Предлагаю рассмотреть механизм организации образовательного процесса на примере первой тематической недели января под названием «Цирк».

Итак, только что завершились новогодние праздники, которые связаны у многих детей с посещением цирковых и театральных представлений. Хорошая возможность подкрепить впечатления детей образовательной работой по этой теме: расширить их представления о работе цирковых артистов, о животных, выступающих в цирке, уточнить с ними правила обращения с животными.

Тематическая неделя начинается с занятия Познание окружающего мира, на котором дети вспоминают, что такое цирк, какие артисты выступают в цирке, каких дрессированных животных им показывали, какие выступления понравились больше всего. Обращается особое внимание на цирковое помещение и форму арены. Воспитатель рассказывает детям о традиционных участниках циркового представления, номерах, которые они показывают, вместе с детьми обсуждает, какие номера самые трудные и опасные, самые красивые и интересные. После этого предлагает придумать свои номера, которыми они могли бы удивить публику (например, лошадь, которая поднимает переднюю ногу по команде, обезьяна, которая собирает бусины, львы, которые становятся на задние лапы и т. п.)

На следующем занятии по конструированию дети учатся сооружать постройки из крупных блоков, объединяя их общим замыслом. Дети работают группами, коллективно. Сооружают арену, места для зрителей, у входа в цирк строят кассу и палатку с мороженым. После завершения строительства, педагог объявляет об открытии цирка: выбираются дети, которые будут выступать и дети, которые приглашаются на представление. Разыгрываются ситуации, когда дети идут в цирк, покупают билеты, фотографируются. В процессе выступления дети показывают номера, придуманные ранее на занятии по Познанию окружающего мира.

Постройка не разбирается всю неделю, т. к. в дальнейшем дети будут использовать ее в самостоятельной деятельности. Кроме того она понадобится еще на одном занятии.

На занятии по развитию речи педагог вовлекает детей в общий разговор, побуждает высказываться на тему «Цирк» из личного опыта, также основываясь на знания, полученные ранее. Педагог выясняет у детей, каких еще цирковых артистов они видели, что умеют делать цирковые звери, как называют артистов, которые дрессируют зверей, тем самым учит детей выстраивать предложения разной грамматической структуры. Затем обсуждает с детьми, какие еще профессии есть у артистов, задает наводящие вопросы, выводит детей на беседу о клоуне и фокуснике.

И вот следующее занятие по рисованию посвящено клоуну. Здесь проводится краткая беседа о том, кто такие клоуны, чем они занимаются, чем отличаются представления клоунов от других цирковых номеров, почему в цирке всем весело, почему все улыбаются. Далее дети учатся изображать клоуна с передачей настроения и движения, особое внимание уделяется костюму клоуна – очень яркий, двухцветный, также показывает варианты изображения улыбки и других мимических изменений. В конце занятия проводится экспресс-выставка портретов, а в свободное время педагог проводит индивидуальную работу с детьми, предлагая детям составить описательные или сюжетные рассказы о своих клоунах. Составляется групповая книга «Веселый клоун» с портретами клоунов и рассказами о них.

На занятии по аппликации более подробно раскрывается образ и деятельность фокусника, о котором начали говорить на занятии по развитию речи. Дети самостоятельно придумывают и мастерят свои «фокусы» посредством вырезания из бумаги, сложенной гармошкой. На построенной ранее на занятии по конструированию арене дети могут показать свои фокусы группе, а в конце занятия объединяют все свои ленточные аппликации в одну композицию «шляпа фокусника», свободно и красиво размещают, приклеивают. В свободное время дети по своему желанию дополняют композицию «Шляпа фокусника» и при участии педагога превращают ее в цирковую афишу.

Занятие по лепке на этой недели посвящено животным, выступающим на арене цирка. Дети учатся составлять коллективную сюжетную композицию из разнородных объектов. С привлечением опыта, полученного на занятиях по познанию окружающего мира и развитию речи, дети лепят разных цирковых животных, выступающих на арене цирка, а в конце занятия расставляют фигурки животных на «арене цирка», стараясь передать выразительное движение (скачет, кувыркается, танцует, прыгает). В свободное время дети могут дополнить композицию по своему желанию и поиграть в «Цирковое представление».

На следующем занятии по Природе продолжается разговор о животных. Воспитатель подводит детей к тому, что за всеми животными и птицами, которые выступают для нас на арене цирка, необходим уход. Обращается внимание на то, что рядом с нами обитают живые существа, которые требуют внимания и заботы, дается представление о том, что каждое животное приспособлено к определенным условиям проживания и пище.

Заключительное занятие тематической недели «Цирк» по Художественной литературе, на котором перчаточные куклы Скоморох и Петрушка знакомят детей с небылицами в фольклоре и стихах. В процессе слушания небылиц дети осознают прием «переворачивания», развивают чувство юмора и воображение. В заключительной части занятия дети самостоятельно придумывают небылицы, опираясь на опыт и знания, полученные на прошлых занятиях. В конце занятия объявляется конкурс на самую смешную цирковую небылицу, в результате которого все участники получают «медали».

Вследствие проведения занятий предметно-игровая среда в группе организовывается таким образом, что вызывает у детей цирковые ассоциации. Так, после занятия по конструированию, оставляется на несколько дней построенная «арена», располагаются «звери», персонажи кукольного театра, добавляются элементы костюмов: шляпы, коробки, «волшебные палочки» и пр. Это является опосредованной поддержкой возможных сюжетов игр детей. Разнообразие игрушек – животных может натолкнуть детей и на другие игры: цирк «Шапито», дрессировку своего питомца, «Дог – шоу» и пр. Это будет зависеть от личного опыта детей, полученного на занятиях. Обогащенный опыт позволит детям организовать как индивидуальные игры, так и привлечь к своим замыслам сверстников.

В совместной деятельности с педагогом также прослеживается идея тематической недели: игры и чтение художественной литературы направлены на обобщение полученных знаний. На этой неделе проводятся игры «Живые слова», «Веришь – не веришь», «Медведи на велосипеде», «Парад – алле», чтение рассказа В. Драгунского «Не хуже вас, цирковых».

Таким образом, мы видим, что главным механизмом реализации задач, поставленных в программе «Истоки», является планирование

работы с детьми, которое носит комплексно-тематический характер. Оно объединяет содержание разных образовательных областей вокруг темы, задающей общий смысловой контекст. Вокруг темы выстраиваются разные виды детской деятельности в

определенной последовательности, при этом каждый из видов деятельности, при сохранении своей специфики, имеет определенную направленность – в ходе одних стимулируется интерес к

новому содержанию, в других - обогащаются имеющиеся представления, в третьих инициируется воплощение полученных представлений в самостоятельной деятельности.

Такой подход способствует более глубокому и творческому освоению окружающего мира, возникновению ассоциаций, воплощению детских представлений в игре и переносу знакомых средств и способов в новые условия, а значит их обобщению и присвоению.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Календарное тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в средней группе на декабрь Понедельник «26» декабря 2016 Тема недели: Кто на праздник к нам придёт? Задачи: Продолжать беседовать с детьми о новогоднем празднике;.

Календарное тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в средней группе. Тема недели «Я и моя семья» 07.11.16 Понедельник Тема: «Я и моя семья» Совместная деятельность взрослого взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей.

Календарное тематическое планирование воспитательного образовательного процесса в средней группе. Тема недели «Зимние чудеса» 12.12.16 Понедельник Тема: «Зимние чудеса» Совместная деятельность взрослого взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей.

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по обучению грамоте в подгот. Группе для детей с ОНР Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с нарушениями.

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка в подготовительной.

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка в подготовительной.

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в старшей группе детского сада Сентябрь. Тема недели: «Здравствуй, детский сад!» Цель: формирование положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям.

Комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности № Недели Интегрирующая тема периода Педагогические задачи Примерные варианты итоговых мероприятий 1. День знаний (4-я неделя августа-1-я.

Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности по лепке и аппликации Месяц неделя Тема образовательной деятельности Цели Сентябрь 1. Школа 2. День города 3. Осень золотая 4. Наши помощники 1. Лепка.

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в театральной деятельности .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности реализации образовательного процесса: комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности
Опубликовано: 27 января 2017 в 15:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности реализации образовательного процесса: комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Волгина (УИ 378742) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД