Сауле Урдабаева
Особенности развития выразительности связной речи у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В старшем дошкольном возрасте дети начинают шире пользоваться монологической речью. Они могут самостоятельно пересказывать содержание небольших сказок, рассказов, понятно для окружающих высказывать свои мысли, отвечать на вопросы развернутыми фразами, грамматически правильно строить предложения. Однако каждое устное высказывание должно быть не только последовательным, точным, логичным, но и правильно оформленным в звуковом отношении (отчетливым, внятным, достаточно громким, не слишком быстрым, интонационно выразительным). Это является необходимым условием полноценного общения, общей речевой культуры. В старшей группе речевой материал по всем разделам постепенно усложняется.
Публикация «Особенности развития выразительности связной речи у старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
На шестом году жизни ребенка обычно заканчивается процесс овладения звуками родного языка. К моменту поступления в старшую группу дети, как правило, имеют достаточно развитый артикуляционный аппарат, хорошо сформированный фонематический слух, благодаря которым создаются благоприятные условия для правильного произношения звуков. У детей старшего дошкольного возраста мышцы артикуляционного аппарата способны производить более тонкие движения, быстрее переключаться с одного движения на другое, чем, например, у младших дошкольников. Большинство детей правильно произносят трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие, звуки [л], [р’], [р]); многосложные слова, слова со стечением нескольких согласных. В произнесении слов они все реже допускают орфоэпические ошибки. Многие воспитанники имеют достаточно четкую и ясную речь.
В этом возрасте дети хорошо различают на слух направление звучания предмета; легко узнают звуки, извлекаемые из разных детских музыкальных инструментов, голоса товарищей по группе; выделяют в словах звуки (если их раньше с ними знакомили). Дети старшего дошкольного возраста способны дифференцировать на слух громкость и скорость произносимых окружающими слов, могут дать в сравнении оценку правильности использования интонационных средств выразительности.
В общении с детьми и взрослыми старшие дошкольники, как правило, пользуются умеренной громкостью голоса, они уже способны изменять громкость своего высказывания с учетом удаленности от слушателя, а также содержания высказывания. В процессе речевого общения дети могут произвольно ускорять или замедлять скорость своего высказывания в зависимости от содержания текста. Однако в момент эмоционального подъема, находясь под впечатлением вновь просмотренного мультфильма, прочитанного стихотворения и т. д., они еще не всегда контролируют громкость и скорость своей речи и говорят обычно несколько громче и быстрее.
Используя образец выразительного чтения, который им дает воспитатель, дети способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и понимать некоторые особенности формы выражающей содержание, то есть могут различать литературные жанры и их характерную специфику. Дети активно осваивают построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения.
В этом возрасте более продолжительным становится свободный выдох (от 4 до 6 секунд). На одном выдохе дети могут произнести гласные звуки [а], [у], [и] в течение 18 секунд.
В работе с дошкольниками воспитателю необходимо постоянно помнить, что своевременное и правильное речевое развитие во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от условий его жизни, окружающей речевой среды и педагогического воздействия со стороны взрослых.
К старшему дошкольному возрасту еще не все дети овладевают правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других — неправильное их формирование, например, горловое или одноударное произнесение звука [р], боковое — звуков [ш], [ж] и т. д. Некоторые дети этого возраста еще не всегда четко дифференцируют на слух и в произношении отдельные группы звуков, например, свистящие и шипящие, реже звуки [л] и [р].
Затруднения в дифференциации звуков чаще всего выражаются в том, что дети не всегда верно произносят слова и особенно фразы, насыщенные определенными группами звуков, например, свистящими и шипящими (слова сушка, шоссе произносят как шушка, шошше). Фразу «Шла Саша по шоссе» могут воспроизвести и как «Шла Шаша по шошше», и как «Сла Саса по соссе», хотя в словах, где встречается только один из этих звуков, ошибки допускают редко. Часто дети недостаточно четко различают некоторые группы звуков на слух, неправильно вычленяя из нескольких слов, фраз слова с заданными звуками, допуская ошибки в подборе слов на заданный звук.
Таким образом для развития выразительности речи детей шестого года жизни необходимо продолжать укреплять их артикуляционный аппарат; упражнять в правильном произношении звуков (особенно группы свистящих и шипящих, звуков [л] и [р], в четком и ясном произнесении слов; учить различать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию и произношению, правильно использовать различную громкость голоса, темп речи, интонационные средства выразительности; совершенствовать фонематическое восприятие, речевое дыхание; показывать образцы литературного произношения слов; устранять недостатки звукопроизношения, другие дефекты речи, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием детей. Особое место в этом процессе отводится художественной литературе: колыбельные песенки, сказки, потешки, поговорки, пословицы, стихи, прибаутки. Читайте малышу, начиная с раннего возраста. При этом следите за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбельные песни, прибаутки, потешки - бесценный материал, который позволяет ребенку почувствовать язык, ощутить его мелодичность, ритм, очистить речь от сленговых словечек; обогащают словарь, расширяют кругозор, обучают образовывать однокоренные слова (котя котенька коток, коза козонька и т. д., позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, развивают фонематический слух.
Необходимо активно использовать поговорки, пословицы, скороговорки. У дошкольников еще недостаточно координировано работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания; другие наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Скороговорки помогают исправить дикцию. Отгадывание загадок формирует способность к анализу, обобщению, умению делать выводы. Они обогащают словарь, помогают увидеть переносное значение слова, учат образному мышлению.
Список используемой литературы:
1. Василенко Ю. С Учебное пособие/ Алексеева М. М. ; под ред. Алексеева М. М., Яшина В. И. - М. :
2. Голос. Звуковые аспекты/ Ю. С. Василенко. - М. : Издательский центр «Феникс», 2002.
3. Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве/ А. Н. Веракса. -М. : Издательский центр «Мозаика-Синтез», 2010.
4. Володина Н. С. Говорю красиво/ Н. С. Володина. - М. : Издательский центр «Эксмо-Пресс», 2008.-45с.
5. Галигузова Л. Н. Ступени общения от года до семи лет/ Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. - М. : Издательский центр «Просвещение», 1992.
6. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников/ А. И. Максаков. - М. ; Издательский центр «Мозаика-Синтез», 2010.-64с.
7. Мамаева В. В. Развиваем речь/ В. В. Мамаева. - М. : Издательский центр «Азбука», 2009.-117с.
8. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников/ О. С. Ушакова. -М. : Институт психотерапии, 2001.-240с
9. Чулкова А. Н. Формирование диалога у дошкольников : учеб. пособие/ А. Н. Чулкова. - Ростов-на-Дону: Издательский центр «Феникс», 2008. - 220с.