Елена Дубровина
Особенности развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредствам театрализованной игры
Вопросы развития детского творчества и творческих способностей у дошкольников рассматривали в своих работах многие отечественные педагоги: Л. С. Выготский, Н. Ф. Вишнякова, В. И. Дружинин, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, и др. Из зарубежных психологов, данным вопросом занимались: Г. Айзенак, Д. Векслер, Стернберг, А. Танненбаум и др.
Публикация «Особенности развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 3-4 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Говоря о развитии творческих способностей, необходимо рассмотреть само значение данного понятия.
Психологи формируют понятие «способности» как: «индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности».
Зарубежные психологии истолковывают понятие «способности» так: это особые психические качества человека, которые обусловлены наследственностью.
Под способностями можно рассматривать условие и результат учебной деятельности. Если способности рассматривать как условие, то они способствуют усвоению знаний, умений, навыков. Усвоение знаний, умений и навыков при обучении, развивает у ребенка качества личности, которые помогают ему успешно заниматься данной деятельностью, то есть, развивать в этой деятельности свои способности.
Следует отметить, что современные психолого-педагогические исследования не имеют одной общей трактовки такого понятия как, «творческие способности». В этих исследованиях толкование «творческие способности» связано с тем, как относятся дети к творчеству, имеются или нет у них художественные способности, с тем, как проявляется у детей продуктивность деятельности.
Л. И. Божович считает, что наличие творческих способностей у ребенка - это результат того, что у него имеется потребность выражать каким-то образом свой внутренний мир [3, с. 27].
В своей трактовке о творческих способностях, Р. М. Грановская, говорит о том, что ребенок должен обладать способностью к неординарному мышлению, умением в обычном видеть необычное, уметь анализировать события и явления, находить в этих событиях закономерности [9, с. 44].
Основываясь на развитии воображения, творческие способности позволяют детям решать познавательные задачи нестандартными способами. Они выражаются в умении находить особый взгляд на что-то привычное и повседневное.
Такие современные исследователи, как Е. А. Дубровская, С. А. Козлова и др. в своих трудах рассматривают творческие способности как креативность, то есть умение мыслить творчески. Они считают, что для реализации творческих способностей необходимы гибкость, быстрота и оригинальность мышления; а также нестандартность в решении различных вопросов; наличие способности к созданию нового; желание заниматься исследовательской деятельностью [11, с. 110].
Старший дошкольный возраст - это возраст, благоприятный для развития у детей способности к творчеству. Ведь именно в этом возрасте у них закладывается психологические задатки для творчества, для творческой деятельности. Ребенок в этом возрасте уже может создавать новые рисунки, конструировать, создавать свои оригинальные образы, фантазировать. И эти его творчества будут оригинальны, вариативны, подвижны. Старший дошкольник в своем возрасте имеет активную деятельностную позицию. Он любопытен, задает вопросы взрослому, он способен прокомментировать процесс своей деятельности, представить результат собственного деятельного процесса. Старший дошкольник имеет уже стойкую мотивацию, воображение, настойчив в своих желаниях к творческой деятельности. Он проявляет инициативу, которая связана с пытливым умом, с любознательностью, изобретательностью, способностью преодолевать трудности.
Творческая активность детей старшего детского возраста основывается на показателях, предпосылками которых выступают: мотивационные, эмоционально-волевые компоненты деятельности. Старшие дошкольники понимают важность подготовки к творческой деятельности, у них имеется интерес заниматься театрализованной деятельностью, они активно включаются в творческий процесс, они способны фантазировать, воображать. Дети в этом возрасте уже умеют преодолевать некоторые возникшие перед ними трудности, они могут доводить начатую работу до конца; могут проявлять настойчивость, старательность, могут испытывать радость от познания новых приемов, или действий.
В театрализованной деятельности структуру творческой активности детей старшего дошкольного возраста можно представить совокупностью таких компонентов как:
—мотивационный;
—эмоционально-волевой;
—содержательный;
—операционный.
Творческие способности - это довольно сложный процесс, который доступен лишь человеку.
Развитие творческих способностей у детей совершается в процессе игровой деятельности. Игру мы определяем как свободную и самостоятельную деятельность, которая возникает по инициативе самого ребенка, и в которой активно проявляется творчество, высокая эмоциональность.
Театрализованную игру можно использовать на занятиях по развитию речи, которые построены на произведениях художественной литературы, на которых восприятие литературного текста рассматривается как общение с героями. Дети учатся работать над артикуляцией с помощью потешек, скороговорок, путем включения театрализации. Театрализованные игры можно включать так же для решения задач, например, задач-драматизаций, в которые можно включить математическое содержание и т. д.
Можно сказать, что театрализованная игра аналогична сюжетной игре, и близка к игре с правилами. Из игровой деятельности педагоги выделяют парную, групповую и коллективную игры, индивидуальную и одиночную игры. В отличие от игры с правилами, в театрализованной игре нет состязательных отношений, если их не предусматривает сценарии. А вот структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, которые выделяет Д. Б. Эльконин, театрализованная игра сохраняет. Это роль, игровые действия, игровое употребление предметов. Образ с героя, его основные черты и действия в театрализованной игре определяются содержанием произведения [12, с. 17].
Условия организации театрализованных игр выделила Л. М. Гурович:
1) Все стороны личности ребенка формируются в театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей. Через стимулирование эмоций формируется сознание нравственных норм. Интересы и личный опыт ребенка обогащает воображение.
2) На развитие эмоций ребенка, на его чувства, на восприятие образов, которые он создает, влияет процесс воображения в театрализованной деятельности.
3)Умение использовать различные виды знаково-символической функции, умение создавать образы, которые влияют на развитие творческого воображения у детей развиваются во время постоянных занятий театрализованной деятельностью.
4)Необходимо, чтобы театрализованные игры были разной функциональной направленности. Они должны нести в себе образовательные и воспитательные задачи. Театрализованные игры должны способствовать развитию психических процессов ребенка, нравственных понятий, помогать познавать окружающий мир.
5) Организация театрализованной деятельности должна проходить с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
6) По своему содержанию театрализованные игры должны быть различны. В то же время, они должны нести в себе информацию об окружающей действительности [10, с. 12].
Через театрализованную деятельность формируются способности ребёнка. Дошкольник овладевает тем содержанием материальной и духовной культуры, которое несет в себе искусство.
Необходимой предпосылкой для творческой деятельности ребенка становится накопление опыта и знаний. Определенный опыт у детей уже накапливается к началу старшего дошкольного возраста. Отметим так же, что мышление у старших дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей и более развито, чем у младших дошкольников. Также развиваются другие психические и физические процессы, качества, позволяющие дошкольнику активно осваивать новые для него виды интеллектуальной деятельности.
К основным критериям проявления творческих способностей старших дошкольников относятся то, что дети могут оригинально решать творческие задачи, реструктурировать образы так, что, образы одних объектов становятся деталями для создания других образов.
Занимаясь театрализованной деятельностью, дошкольник формирует различные специфические умения, в наибольшей степени соответствующие именно театрализованной деятельности. Эти умения можно подразделить на группы или ступени, формирующиеся последовательно, и отражающие уровень вовлеченности ребенка в театрализованное действо.
На рисунке 1 представлены группы умений, раскрывающие творческие способности дошкольника старшего возраста.
Рисунок 1 – Этапы формирования творческих способностей в театрализованной деятельности через группы умений
Следовательно, одной из перспективных форм развития творческих способностей старших дошкольников можно назвать театрализованную игру. Можно выделить следующие условия организации театрализованных игр :
— это возможность обеспечить взаимосвязь творчества и личных переживаний ребенка;
—это возможность активизировать механизм воображения;
—это возможность моделировать жизненные ситуации для самовыражения и самореализации ребенка;
—это возможность сотрудничества детей со взрослыми на всех этапах театрализованной игры.