Вавилова Екатерина
Особенности развития современного ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время ни у кого не осталось сомнений в том, что современные дети не такие, какими были их сверстники несколько десятилетий назад. Причины этого – изменения в окружающем мире, как предметном, так и социальном, в методах воспитания в семье, в установках родителей и т. д. Это привело к психологическим изменениям, увеличивалось количество детей с ослабленным здоровьем, с нарушениями эмоционально волевой сферы и гиперактивных детей, многие дошкольники имеют задержку речевого и психического развития.
Причины таких изменений:
Публикация «Особенности развития современного ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2020
1) Повышенная занятость родителей на работе – это одна из особенностей воспитания современных детей. Многочисленными жизненными фактами доказано, что развитие маленького ребёнка, становление внутреннего мира происходит только в совместной со взрослыми деятельности. Близкий взрослый человек вступает с малышом в диалог, именно с ним ребёнок открывает и познаёт мир. При помощи взрослого малыш начинает себя пробовать в разных видах деятельности. И ни одно современное оборудование, ни одно СМИ не способно заменить живого, а тем более родного человека, которому ребенок верит и подражает.
2)рост «экранной»зависимости. Телевизор и компьютерные игры формируют ум и душу современного ребёнка, его вкусы, взгляды на мир, т. е. отбирают воспитательную функцию у родителей. А ведь маленькие дети смотрят всё подряд. В результате вырастает поколение «экранных» детей.
Результатом этого является одна из главных особенностей современных детей – отставание в развитии речи. Дети разговаривают мало и плохо. Учёные выяснили, что за последние два десятка лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз. Но так как речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, осознания своего поведения, своих переживаний.
3) Отмечающаяся неспособность к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом, что характеризуется гиперактивностью, повышенной рассеянностью и т. д.
Такие дети не придумывают новые игры, не сочиняют сказки, им скучно рисовать, что-то конструировать. Обычно их ничего не интересует и не привлекает. Следствие этого – ограничевается общения со сверстниками, ведь им неинтересно общаться друг с другом. Практически исчезло детское «дворовое» сообщество, в котором дети могли свободно играть и общаться.
4)Повышение тревожности и агрессии у современных детей становится зачастую защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Агрессивный ребенок часто ощущает себя никому не нужным. Он ищет способы привлечения внимания, которые не всегда понятны родителям и педагогам, но для данного ребенка это единственное известное средство.
5) многие современные игрушки совсем не способствуют развитию игровой деятельности. А ведь именно игра является ведущим видом деятельности ребёнка в дошкольном возрасте.
Таким образом, можно сделать вывод, что в дошкольном возрасте хотя и заложены огромные резервы для развития ребёнка, но в последнее время они не всегда правильно используются. Реализовывать эти резервы необходимо в специфических формах деятельности ребёнка, которые в наибольшей мере соответствуют потребностям и возможностям дошкольника. Это разные виды игр, изобразительная деятельность, конструирование, общение с взрослыми и сверстниками и т. д.
Совместными усилиями дестких садов и семьи необходимо формировать у современных дошкольников чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтобы они могли полноценно прожить детство, в котором закладываются основы личности ребенка.
Аннотация: В этой статье рассматриваются проблемы многих дошкольников которые имеют задержку речевого и психического развития вследствие не хватки общения с близкими людьми.
Ключевые слова: СМИ, «экранная»зависимость, «экранные» дети, гиперактивность, «дворовое» сообщество.
Список литературы
1. Ашиков, В. Ещё раз о воспитании // Дошкольное воспитание. - 2005 – 3-5 с.
2. Осипова, А. А. Общая психокоррекция / М. В. Емельянцева //ТЦ "Сфера".-2002.-512с.
3. Тугушева, Г. П. Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности// Дошкольная педагогика. – 2007. - №8 – С. 9-11