денисова оксана
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Денисова Оксана Николаевна
МДОУ «Детский сад № 16 «Малышок» город Серпухов Московской области.
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста.
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее общаются, развиваются, чем их сверстники.
Публикация «Особенности развития словаря детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Период дошкольного обучения особенно важен для усвоения устной связной речи, так как основы речевого навыка закладываются в раннем возрасте, и положительные результаты будут только в том случае, если ему предшествовала долгая и кропотливая работа воспитателя, родителей и детей.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.
Словарная работа в младшем дошкольном возрасте направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов (А. Н. Леонтьев).
Усвоение словаря в младшем возрасте решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Особенность словарной работы в младшем дошкольном возрасте состоит в том, что она связана со всей образовательной работой с детьми. Обогащение и активизация словаря происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
Для того чтобы развитие и активизация словаря детей шло успешно, применяют разнообразные методы и приемы работы, в том числе дидактические игры и лексические упражнения.
Данной проблемой занимались такие авторы, как В. П. Глухов, Т. Б. Филичева, Е. И. Тихеева, Н. Т. Ушакова, Р. И. Лалаева, В. И. Ядешко, Н. С. Жукова, В. И. Логинова, Т. В. Туманова и др.
В качестве общих закономерностей развития речи ребенка в дошкольном возрасте можно выделить следующие:
- появление слова как компонента ситуации, здесь нельзя еще говорить о формировании семиотической функции;
- отделение слова от ситуации, начало его функционирования по законам, присущим знаково-символическим системам. Объективное возникновение и развитие семиотической функции с сохранением ориентировки на предметное содержание слова (символическая функция);
- возникновение рефлексии на разделение планов, которая в дальнейшем распространяется на все другие компоненты знаковой ситуации, составляющие семиотическую функцию.
Словарь воспитанника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек, транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, не дифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.