Нина Ракина
Особенности развития речи детей раннего и дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития речи детей раннего и дошкольного
возраста.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной
степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого
окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его
жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в
процессе онтогенеза (Онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis —
Публикация «Особенности развития речи детей раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
происхождение, развитие) — индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей :
1-й - подготовительный - до одного года;
2-й - преддошкольный этап первоначального овладения языком - до 3 лет;
3-й - дошкольный - до 7 лет;
4-й - школьный.
Первый этап - подготовительный (с момента рождения ребенка до
одного года).
Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го мес. - лепет (агу-угу,
ма-ма и т. п.). Лепет - это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.
С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих
артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное
повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению
двигательного навыка.
С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (па-
па-па, и др.).
В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все
элементы звучащей речи : не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику,
интонацию.
Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные
звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-
дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия:
ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей
(запоминание слов и реакция на них).
В возрасте 7 - 9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все
более и более разнообразные сочетания звуков.
С 10 - 11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от
ситуации и интонации говорящего).
В это время особо важное значение приобретают условия, в которых
формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание
взрослым и др.).
К концу первого года жизни появляются первые слова.
С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный
этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка
появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и
охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш
путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и
тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу,
и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша;
дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет
папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в
которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым.
Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок
сопровождает жестами, мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется
возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний,
накопления новых слов.
На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит
значительное накопление словаря.
Следует отметить, что различные исследователи (как наши,
отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о
росте словаря детей.
Наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса
детей в преддошкольном периоде : к 1 г. 6 мес. - 10 - 15 слов; к концу 2-го г. -
300 слов (за 6 мес. около 300 слов); к 3 г. - около 1000 слов (т. е. за год около
700 слов).
Значения слов становятся все более определенными.
К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться
грамматический строй речи.
Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы, одним словом. Потом
- примитивными фразами без согласования («Мама, дай кли»
- Мама, дай конфетку). Далее постепенно появляются элементы согласования и
соподчинения слов в предложении.
К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм
единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица
глаголов, используют некоторые падежные окончания.
В это время понимание речи взрослого значительно превосходит
произносительные возможности.
На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается
неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения
свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже - дефекты смягчения,
озвончения.
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается
навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять
его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется
фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса.
Активный словарь ребенка к 4 - 6 годам достигает 3000 - 4000 слов. Значения
слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще
неверно понимают или используют слова, например, по аналогии с назначением
предметов говорят вместо поливать из лейки «леять»,
вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует
о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на
его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его
словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот,
способ сочетания слов в предложении.
Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя
речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет
происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается
ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А.
Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные
грамматические категории.
Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными
предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом
возрасте - простое распространенное предложение («Я стану большим сильным
как папа»).
К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у
него должно быть сформировано фонематическое восприятие.
К этому же времени заканчивается формирование правильного
звукопроизношения, и ребенок говорит совсем чисто.
Речевое развитие детей 4-5 лет существенно отличаются от детей трех
лет. Ребенок должен правильно употреблять слова разных степеней обобщения,
проводя, например, такую параллель как «береза – дерево». Кроме того, в его
активном словарном запасе увеличивается количество пространственных и
временных наречий – потом, вокруг, скоро и т. д. Отдельное место в речевом
развитии малыша занимает словотворчество, свидетельствующее о начальном
этапе усвоения различных моделей словообразования. Поэтому если ребенок
создает слова по аналогии, но неправильно, к примеру «сильно-сильнее», то это
говорит о том, что его языковое развитие идет по правильному пути.
На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой
сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Снегурочка не
настоящая, посмотри бабушка, у нее волосики черные, а у настоящей
Снегурочки белые и еще она на тетю Таню похожа»).
Начиная с этого возраста высказывания детей, напоминают короткий
рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и
большее количество предложений.
В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют
пересказ сказки (рассказа) из 40 - 50 предложений, что свидетельствует об
успехах в овладении одним из трудных видов речи - монологической речью.
В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие:
сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее
- мягкие и твердые согласные и, наконец, - сонорные, шипящие и свистящие
звуки.
Нормы речевого развития детей 5-6 лет свидетельствуют о
качественном скачке в умении строить связные речевые конструкции. Ребенок в
этом возрасте способен пересказать текст, соблюдая необходимую логическую
и временную последовательность. В этот же период начинает формироваться
так называемая внутренняя речь, помогающая ребенку дошкольного возраста
планировать предстоящую деятельность. Кроме того, теперь ребенок может
выделять первый звук в словах, делая первый шаг к звуковому анализу.
Речевое развитие ребенка 7 лет предполагает достаточно высокий
уровень владения связной речью. Грамматические ошибки редки, артикуляция
всех звуков – четкая и правильная. Иногда возникают проблемы с
согласованием слов в сложноподчиненных предложениях и причастных
оборотах. Совершенствуется умение соответственно моменту менять
интонацию и громкость голоса.
В школьном возрасте уже происходит целенаправленная перестройка
речи ребенка - от восприятия и различения звуков до осознанного
использования всех языковых средств.