Татьяна Славкина
Особенности развития речи детей раннего дошкольного возраста и роль семьи в ее формировании
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что семья играет важную роль в полноценном развитии
психически и физически здорового ребенка.
Как часто убеждаешься в том, что родители – это естественные и самые
главные учителя своего ребенка. От них зависит чрезвычайно много, ведь в
их руках самое сильное воспитательное средство – любовь к своему ребенку.
Однако нельзя не принимать во внимание и необходимость педагогической
помощи родителям в воспитании и развитии их чад.
Какими же способами и методами родители могут помочь своему ребенку
развивать самую значимую социальную функцию человека – речь?
Публикация «Особенности развития речи детей раннего дошкольного возраста и роль семьи в ее формировании» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речь ребенка формируется под влиянием речи родных и близких ему людей:
матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев и в огромной
степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого
окружения и от обучения и воспитания, которые начинаются с первых дней
его жизни.
Дело в том, что речь не является врожденной способностью человека, и в
этом мы можем убедиться на примере детей «маугли», когда, воспитываясь
среди зверей, ребенок не овладевает человеческой речью, и уже потом в
процессе жизни даже среди людей, речь у таких людей не развивается.
Чтобы родителям понять, все ли в норме у его ребенка с речью, необходимо
знать основные характеристики становления речи детей.
Существует 4 этапа в становлении речи детей :
- подготовительный – до одного года;
- преддошкольный – этап первоначального овладения языком – до 3 лет;
- дошкольный – до 7 лет;
- школьный.
Первый этап – подготовительный. В этот период происходит подготовка к
овладению речью. В чем она заключается?
С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач.
Именно они способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех
отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на
голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему
обращаются. К концу первого месяца его можно успокоить колыбельной
песней. Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего илиследить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на
ласковую – оживляется, на резкую – плачет.
Важно следить за особенностями мимики (нарушением симметрии лица, во
время улыбки, плача, в спокойном состоянии и при потягивании за
игрушкой). Плач и крик, тоже может быть разным, голос должен быть
модулированным, а не однотонным. Если мама замечает, что половины лица
ее малыша ассиметричны, плач или крик имеет носовой оттенок, или же
носит однообразный характер, то необходимо ребенка показать врачу
неврологу и обязательно рассказать ему о своих наблюдениях!
С первых недель жизни и далее мозг ребенка обнаруживает изумительную
способность к нормализации слышимых звуков, к восприятию ударения,
ритма, тембра и просодии.
Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца – лепет (агу-угу,
тя-тя, ба-ба и т. п.)
С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные
движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то
определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.
С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-мама, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.)
В дальнейшем ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи.
Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и
связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух).
В возрасте 7 – 9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все более и
более разнообразные сочетания звуков.
с 10 – 11 месяцев появляются реакции на самые слова (уже не зависимо от
ситуации и интонации говорящего). И к концу первого года появляются
первые слова.
Самый простой способ выявить, нормально ли предречевое развитие, как
проверка во второй половине первого года жизни ребенка реакции на
названия хорошо знакомых предметов в его окружении и умения указать на
них.
Вместе с развитием речи родители должны обращать внимание на
формирование двигательной активности ребенка. Это движение рук, ног,
головы. Ребенок должен вовремя научиться держать голову,
переворачиваться, садиться, ползать, стоять и наконец пойти до года. Причем
важно, чтобы ребенок прошел все этапы формирования движений, непропуская не один! Ребенок должен обязательно научиться не только сидеть,
а потом стоять и ходить, но и ползать. Ползание очень важно для
формирования нейронных связей полушарий головного мозга.
Второй этап – преддошкольный (от года до 3 лет).
С появлением первых слов начинается становление активной речи. В это
время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих.
Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова.
При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем
же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и
чувства.
На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное
накопление словаря. Приводятся такие данные: к 1г. 6 мес. – 10 – 15 слов; к
концу 2-го года – 300 слов; к 3-м годам – до 1500 слов!
К началу 3-го года жизни у ребенка начинается формирование
грамматического строя речи.
Понимание речи на этом этапе значительно превосходит
звукопроизносительные возможности ребенка.
Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная
сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального
воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно,
овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской
речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые
недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в
последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на
формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень
важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную,
отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Родители просто обязаны говорить правильно, не искажая слов, четко
произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний
слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко
тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то ребенок
слышит слова искаженно. Особенно важно правильно и четко произносить
новые слова для ребенка и длинные. Обращаясь непосредственно к сыну или
дочери, родители должны побуждать отвечать его, а не угадывать, то чторебенок просит с первого звука и выполнять его желания, потому что так
проще и быстрее.
Опытный педагог очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его
семья (общее развитие, интеллект, развитие речи). Один малыш очень
разумно и ясно ответит на вопросы, расскажет сказку, осмысленно,
выразительно прочтет стихотворение, споет песенку ( он их знает немало:
мама ему пела). А к другому малышу обратившись с теми же вопросами не
услышишь ничего. Это не значит, что он глупее, или менее любознателен. У
него понятливые глазки, он адекватно реагирует на происходящее вокруг.
Разница в том, что первому очень много внимания и заботы уделяла его
семья!
Используемая литература:
1. Основы логопедии – Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, 1989г.
2. Журнал «Логопед в детском саду» №1, 2010. Рыжова Н. В. «Развитие речи
детей 2-3 лет в дошкольном учреждении»
3. Журнал «Логопед» №7, 2019. Гребенщикова О. А. «история успеха: подвиг
родителей во имя детей».
4. Образовательный портал издательства «ДЕТСТВО – ПРЕСС», статья
профессора Е. П. Харченко Институт эволюционной физиологии и биохимии
им. И. М. Сеченова РАН, Санкт-Петербург.