МААМ-картинки

Особенности развития речи детей раннего дошкольного возраста и роль семьи в ее формировании

Татьяна Славкина
Особенности развития речи детей раннего дошкольного возраста и роль семьи в ее формировании
▼ Скачать + Заказать документы

Известно, что семья играет важную роль в полноценном развитии

психически и физически здорового ребенка.

Как часто убеждаешься в том, что родители – это естественные и самые

главные учителя своего ребенка. От них зависит чрезвычайно много, ведь в

их руках самое сильное воспитательное средство – любовь к своему ребенку.

Однако нельзя не принимать во внимание и необходимость педагогической

помощи родителям в воспитании и развитии их чад.

Какими же способами и методами родители могут помочь своему ребенку

развивать самую значимую социальную функцию человека – речь?

Публикация «Особенности развития речи детей раннего дошкольного возраста и роль семьи в ее формировании» размещена в разделах

Речь ребенка формируется под влиянием речи родных и близких ему людей:

матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев и в огромной

степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого

окружения и от обучения и воспитания, которые начинаются с первых дней

его жизни.

Дело в том, что речь не является врожденной способностью человека, и в

этом мы можем убедиться на примере детей «маугли», когда, воспитываясь

среди зверей, ребенок не овладевает человеческой речью, и уже потом в

процессе жизни даже среди людей, речь у таких людей не развивается.

Чтобы родителям понять, все ли в норме у его ребенка с речью, необходимо

знать основные характеристики становления речи детей.

Существует 4 этапа в становлении речи детей :

- подготовительный – до одного года;

- преддошкольный – этап первоначального овладения языком – до 3 лет;

- дошкольный – до 7 лет;

- школьный.

Первый этап – подготовительный. В этот период происходит подготовка к

овладению речью. В чем она заключается?

С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач.

Именно они способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех

отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на

голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему

обращаются. К концу первого месяца его можно успокоить колыбельной

песней. Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего илиследить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на

ласковую – оживляется, на резкую – плачет.

Важно следить за особенностями мимики (нарушением симметрии лица, во

время улыбки, плача, в спокойном состоянии и при потягивании за

игрушкой). Плач и крик, тоже может быть разным, голос должен быть

модулированным, а не однотонным. Если мама замечает, что половины лица

ее малыша ассиметричны, плач или крик имеет носовой оттенок, или же

носит однообразный характер, то необходимо ребенка показать врачу

неврологу и обязательно рассказать ему о своих наблюдениях!

С первых недель жизни и далее мозг ребенка обнаруживает изумительную

способность к нормализации слышимых звуков, к восприятию ударения,

ритма, тембра и просодии.

Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца – лепет (агу-угу,

тя-тя, ба-ба и т. п.)

С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные

движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то

определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-мама, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.)

В дальнейшем ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи.

Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и

связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух).

В возрасте 7 – 9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все более и

более разнообразные сочетания звуков.

с 10 – 11 месяцев появляются реакции на самые слова (уже не зависимо от

ситуации и интонации говорящего). И к концу первого года появляются

первые слова.

Самый простой способ выявить, нормально ли предречевое развитие, как

проверка во второй половине первого года жизни ребенка реакции на

названия хорошо знакомых предметов в его окружении и умения указать на

них.

Вместе с развитием речи родители должны обращать внимание на

формирование двигательной активности ребенка. Это движение рук, ног,

головы. Ребенок должен вовремя научиться держать голову,

переворачиваться, садиться, ползать, стоять и наконец пойти до года. Причем

важно, чтобы ребенок прошел все этапы формирования движений, непропуская не один! Ребенок должен обязательно научиться не только сидеть,

а потом стоять и ходить, но и ползать. Ползание очень важно для

формирования нейронных связей полушарий головного мозга.

Второй этап – преддошкольный (от года до 3 лет).

С появлением первых слов начинается становление активной речи. В это

время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих.

Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова.

При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем

же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и

чувства.

На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное

накопление словаря. Приводятся такие данные: к 1г. 6 мес. – 10 – 15 слов; к

концу 2-го года – 300 слов; к 3-м годам – до 1500 слов!

К началу 3-го года жизни у ребенка начинается формирование

грамматического строя речи.

Понимание речи на этом этапе значительно превосходит

звукопроизносительные возможности ребенка.

Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная

сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального

воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно,

овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской

речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые

недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в

последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на

формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень

важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную,

отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Родители просто обязаны говорить правильно, не искажая слов, четко

произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний

слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко

тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то ребенок

слышит слова искаженно. Особенно важно правильно и четко произносить

новые слова для ребенка и длинные. Обращаясь непосредственно к сыну или

дочери, родители должны побуждать отвечать его, а не угадывать, то чторебенок просит с первого звука и выполнять его желания, потому что так

проще и быстрее.

Опытный педагог очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его

семья (общее развитие, интеллект, развитие речи). Один малыш очень

разумно и ясно ответит на вопросы, расскажет сказку, осмысленно,

выразительно прочтет стихотворение, споет песенку ( он их знает немало:

мама ему пела). А к другому малышу обратившись с теми же вопросами не

услышишь ничего. Это не значит, что он глупее, или менее любознателен. У

него понятливые глазки, он адекватно реагирует на происходящее вокруг.

Разница в том, что первому очень много внимания и заботы уделяла его

семья!

Используемая литература:

1. Основы логопедии – Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, 1989г.

2. Журнал «Логопед в детском саду» №1, 2010. Рыжова Н. В. «Развитие речи

детей 2-3 лет в дошкольном учреждении»

3. Журнал «Логопед» №7, 2019. Гребенщикова О. А. «история успеха: подвиг

родителей во имя детей».

4. Образовательный портал издательства «ДЕТСТВО – ПРЕСС», статья

профессора Е. П. Харченко Институт эволюционной физиологии и биохимии

им. И. М. Сеченова РАН, Санкт-Петербург.

Публикации по теме:

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам развития речи (вторая группа раннего возраста)Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам развития речи (вторая группа раннего возраста) Сообщение «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам развития речи» Вторая группа раннего возраста Плюхина Татьяна Александровна Малыш –.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития речи детей раннего дошкольного возраста и роль семьи в ее формировании
Опубликовано: 13 декабря 2020 в 11:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития речи детей раннего дошкольного возраста и роль семьи в ее формировании» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Славкина (УИ 257290) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД