Наталья Карпицкая
Особенности развития речи детей четвертого года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
На четвертом году жизни, особое внимание уделяется формированию в потребности высказываться самостоятельно,
Дети говорят с целью что-то донести, объяснить, попросить, а также сопровождать речью игровые действия. Их сообщения и объяснения в 3 года состоят из сложных предложений, что позволяет совершенствовать синтаксическую сторону речи детей!
Темочки:
К 3 годам появляется способность к речевому анализу. Ребенок, сам не умея правильно произносить слова, улавливает, когда кто-то другой произносит их не правильно. Дети могут различать схожие звучащие слова сашулька – сосулька, но о речевом совершенстве слуха говорить еще рано (связную речь воспринимать на слух сложнее, чем отдельные слова).
В этом возрасте дети начинают улавливать на слух и воспроизводить некоторые интонации такие как:
радостные,
назидательные,
вопросительные
Хотя 4 год является периодом интенсивного усвоения звуков, наряду с правильными произношением в речи детей наблюдается пропуск, замена, уподобление и смягчение зву (произношение мягких звуков дается ребенку легче, чем твердых).
Правильное произношение звуков у ребенка легко нарушается при утомлении, общении с плохо говорящими маленькими детьми.
Дефекты произношения затрудняют усвоение грамматического строя речи, препятствует общению ребенка со сверстниками, поскольку его высказывания малопонятны окружающим.
У детей трех четырех лет дыхание прерывистое, а темп речи ускоренный реже – замедленны поэтому их бывает трудно слушать. В связи с этим в содержание работы по воспитательной звуковой культуры речи входят упражнения на совершенствование дыхания, силы, выражении голоса.
Проблема формирования словаря также многоаспектна. Известно, что на третьем году жизни дети легко узнают отдельные предметы (овощи, мебель, посуда и т. д., но не все правильно их называют. К трем годам малыши воспринимают предметы, опыта охарактеризовать их признаки, качества, действия с ними.
Понимание некоторых вопросов взрослого, касающихся знакомых предметов, может вызу детей затруднения, в частности, когда предмет выступает в качестве объекта действия. рассматривая картинку, безошибочно отвечают на вопрос «Кто (что) эт (од?е»вочка, кукла,штанишки, иголка, ниткан)о, на вопрос «Кому девочка шьет штанишки?» некоторые из них отвечают «Мишке шьет» (совсем недавно воспитатель зашивал штанишки медвежонку).
В словаре детей четвертого года жизни фиксируются значительные количественные колебания, которые объясняются индивидуальными особенностями развития малышей.
К сожалению, до сих пор исследователи опираются на данные Е. Аркина о составе словарного запаса у детей четвертого года жизни, опубликованные в 1968 году. (Возможно, что у
современного ребенка иные количественные характеристики.) Итак, по Е. Аркину в слове ребенка: существительные и местоимения составляют 50,2 %, глаголы – 27,7 %, наречия – 5 прилагательные – 11,8 % [1] .
Дети достаточно успешно осваивают так называемый бытовой словарь, что помогает общаться. Кроме того, необходимо помогать детям усваивать слова, обозначающие детали предметов, их качества. Следует вводить в словарь некоторые родовые понятия,группировку предметов малыши осуществляют, ориентируясь на случайные, а не
существенные признаки.
В этом возрасте наблюдается интенсивное освоение детьми предлогов, союз вопросительных слов (основы для совершенствования синтаксиса).
Словарная работа тесно связана с работой по совершенствованию грамматического строения тречи (словообразование, словоизменение и т. д.).
Дети различают слова, ориентируясь на приставку, суффикс (пришел – ушел – зашел, чашка чашечка). Малыши осваивают согласование глаголов прошедшего времени единственного чс существительными, правильные формы родительного и винительного падеж множественного числа имен существительных (сапог, варежек, лисят)притяжательных
прилагательных (заячий, лисий);начинают пользоваться прилагательными и наречиями сравнительной степени.
Известно, что освоение грамматического строя речи особенно быстро происходит во второй половине третьего года жизни. (По данным исследователей до трех с половиной лет, а некоторым показателям и до четырех лет, речь существенно не меняется.)
На четвертом году жизни постепенно увеличивается число простых распространен предложений, появляются сложные предложения.
В этом возрасте дети задают вопросы, не связанные с их непосредственным опытом. (кролик. А как его фамилия?» «Ночью солнце превращается в луну?» «Ты какая родственница?» (Обращается к воспитателю.)
Во 2 половине года возрастает количество вопросов, нацеленных на выяснение причинно-следственных отношений.