Светлана Юшкова
Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства
Мы живём в эпоху стремительного развития средств массовой коммуникации, глобального перенаселения и миграции.
Актуальной проблемой воспитания в наше время является формирование личности человека, характеризующегося толерантным и гуманистическим настроем в системе межэтнических отношений. Поэтому толерантность является важным условием социально-экономического развития народов и мира. Важная роль в решении этого вопроса принадлежит детскому саду как институту социализации личности.
Публикация «Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образования» размещена в разделах
В связи с развитием в стране инклюзивного образования и включение детей с ОВЗ в образовательную среду и адаптация в ней, проблема толерантности является одной из важных.
Почему же возникла проблема толерантного воспитания? Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хоть и различны по своей природе. Уважение, терпимость, принятие и понимание культур мира должно прививаться в раннем возрасте, в детском саду. Именно в этот период начинается процесс социализации, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Это многонациональная социальная группа. Они приобретают определённые знания и умения, которые являются в будущем для них важным указателем в процессе общения в многонациональных коллективах – ученических, трудовых, творческих. Относиться с уважением к представителям разных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания.
Что же такое толерантность?
Происхождением термин толерантность обязан латинскому слову tolerantia, что обозначает «терпение», «терпимость». Основой этого понятия служит открытое выражение своих мыслей и чувств.
Педагогике, в том числе и дошкольной, отводится особая роль в решении задач в формировании толерантности у детей, так как дошкольный возраст является важным этапом нравственного развития ребёнка.
ФГОС ДО направлен на решение задач по формированию у дошкольников толерантности :
• обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка,социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
• создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Педагоги должны понимать важность воспитания предпосылок толерантности, как одной из основ личности ребенка.
Цель воспитания толерантности – это воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:
1. Воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.
2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования.
Принцип воспитания толерантности :
1. Принцип субъективности. Требуют опоры на самостоятельную активность ребёнка, стимулирования его самовоспитания.
2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.
3. Принцип индивидуализации.
4. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.
Чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной необходимо тесное взаимодействие педагога с родителями. Обе стороны при этом направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребёнка, создание благоприятных условий. Толерантность, как сложное личностное образование не является врождённым, а формируется в процессе целенаправленного взаимодействия детей и взрослых. Согласно Закону «Об образовании» важное место принадлежит семье, как институту социализации. Родители являются основными воспитателями детей и трудно сформировать толерантность у ребёнка, если они не решают эту проблему совместно. Микроклимат в семье, Отношение между родителями, родственниками, детьми оказывают большое влияние на формировании толерантности у ребёнка. В основе взаимодействия педагогов и родителей нашего детского сада лежат принципы взаимного уважения и доверия, поддержки терпимости по отношению друг к другу.
Проведение мероприятий педагогов и родителей направленных на формирование толерантности у детей :
• Развлечения («Праздник народных игр», «Деревенские посиделки», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Русь, Россия, Родина моя»)
• Продуктивная деятельность ( Фотоальбомы: «Русская матрёшка», «Игрушка, как часть народной традиции», «Бурятский фольклор», «Национальная кухня»)
• Коллекции («Куклы в народных костюмах», «Детские национальные костюмы»)
• Знакомство детей с культурой народов мира («Сказки», «Потешки» «Фольклор»)
• Театрализованная деятельность по сказкам народов мира
• Общение и беседы
Я считаю, что фундамент формирование межэтнической толерантности закладывается в детстве и продолжается всю жизнь.