ИРИНА ПОПОВА
Особенности развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития мелкой моторики изучалась учеными с давних пор. Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Публикация «Особенности развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мы работаем в группе компенсирующей направленности с детьми имеющими особенности в развитии. У наших малышей моторика нарушена, движения хаотичны, неловки, нет точности. Правая ручка значительно опережает по возможностям точно совершать движения левую, а это ведет к несогласованности работы правого и левого полушарий. Часто ведущая рука вообще не выделена, мускулатура слабая, плохая координация движений обеих рук. Слабое развитие моторики проявляется во всех видах деятельности: недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в овладении бытовыми навыками (удерживать в руках ложку, манипулировать столовыми приборами, долго и сложно идёт освоение навыками одевания и гигиены).
Поэтому для наших деток тренировка движений пальцев рук является важным фактором, она стимулирует речевое развитие, способствующим подготовке руки к рисованию, письму. Так же это мощное средство повышающее работоспособность коры головного мозга, стимулирующее развитие мышления ребенка. Как показала практика, нашим детям необходим длительный период обучения, направленный на то, чтобы научить их выполнять те или иные действия.
В своей работе мы использую разнообразные виды деятельности для развития мелкой моторики рук :
Самомассаж.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание. отличие самомассажа лишь в том, что ребенок выполняет сам все действия и манипуляции (от периферии к центру).
«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.
«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой. Для более эффективного самомассажа кистей рук можно использовать грецкий орех, шестигранный карандаш и др.
Массаж шариками Су-Джок.
Для Су-Джок терапии нужны специальные массажные шарики и колечки. Шариком Су-Джок можно стимулировать зоны не только на ладонях и руках, но и на стопах, ногах, спине. Высокая эффективность Су-Джок - терапии в том, что не наносит вред, а при правильном и длительном применении наступает выраженный эффект, безопасен в использовании, массаж с шариками можно многократно включать в течение дня, также в любую образовательную деятельность в виде физминуток.
Нанизывание бусин и шнуровка
Детям с проблемами мелкой моторики следует начинать с нанизывания бусин крупного размера, с возрастом и с учетом развития двигательной активности пальцев рук можно переходить на средние и мелкие бусины, так же проводятся игры со шнуровкой. Нанизывание бусин дает возможность развитию левой и правой руки, что оказывает благотворный эффект для обеспечения взаимодействия полушарий мозга, способствует развитию памяти, мышления и речи.
Игры с прищепками.
Прищепки, отличный материал в помощи развития мелкой моторики рук и пальцев. Они способствуют скоординировать движения пальцев, помогают в развитии точности и ловкости, координируют зрительно-моторную систему. На занятиях прищепки помогают развивать пространственное представление, речь, воображение.
Песочная терапия.
Песочная терапия, одна из разновидностей игровой терапии, предложенная Карлом Густавом Юнгом, способствует развитию мелкой моторики, формированию образного мышления, творческих и интеллектуальных способностей ребенка, а также помогает снять психологические напряжение. Для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ включаются игры с сухим и влажным песком, также дети любят играть с кинетическим песком.
Лепка из глины и пластилина.
Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. В начальном этапе при работе детей с ОВЗ с пластилином, польза для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, чтобы ребенок мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками. При нестабильном состоянии мышц мелкой моторики работы с пластилином хорошо проводить в нетрадиционном виде – пластилинографии. Занимаясь пластилинографией, ребенок более тонко чувствует материал, а размазывание теплого пластилин приводит к усиленному кровотоку к пальцам и возбуждению нервных окончаний.
Аппликация.
Аппликация один из видов изобретательной деятельности, которая развивает у детей мелкие и точные движения кистей рук. При изготовлении аппликации дети приобретают практические умения, полезные для общего развития : при вырезании деталей учатся пользоваться ножницами, при наклеивании бумажных фигур – пользоваться клеем, и ряд этих последовательных действий требует внимания, сосредоточия, аккуратности.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика – дидактическое и развивающее средство, во время ее выполнения нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка, и мозговая деятельность активизируется. Выполняя пальчиками различные упражнения, у ребенка с ОВЗ развиваются мелкие движения рук, пальцы и кисти приобретают гибкость, подвижность. Пальчиковую гимнастику следует начинать с легкого массажа для разогрева мышц, который проводит педагог.
Упражнения для пальчиковой гимнастики начинают от простого к сложному.
1. Игры манипуляции («Сорока-Белобока», «Ладушки-ладушки» и др.)
2. Сюжетные пальчиковые игры («Пальчики здороваются», «Распускается цветок», «Мы пошли во двор гулять» и др.)
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой, который хорошо проводить как этап автоматизации поставленных звуков, так и по формированию фонематического слуха.
Пальчиковые упражнения и игры хорошо включать на уроках письма как разминку, физминутку-релакс.
Игры с крупами
Способствуют развитию мелкой моторики, чувственного восприятия, закрепление цвета, формы, мышления.
- массаж ладоней при помощи горошины или фасоли,
-пересыпание крупы из одной ёмкости в другую (баночки, миски, стаканчики, коробочки,
- «волшебный мешочек» - угадывание на ощупь (различные предметы,
- «Сухой бассейн» из фасоли и гороха,
- выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам,
- выкладывание фигурок людей и животных, цифр, букв,
- заполнение бобовых в отверстие разной формы и величины,
- аппликация
Игры с бумагой
Способствуют : развитию мелкой моторики и ловкости и гибкости пальчиков, развития внимания, сообразительности.
- Складывание различных фигур.
- Разрывание бумаги на мелкие части.
- Комкание и скатывание бумажного мячика.
- Плетение.
- Вырезание ножницами, склеивание различных объёмных игрушек.
- Аппликация из бумаги, салфеток.
- Оригами.
Актуальность развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья трудно недооценить. Необходима полноценная коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ. Хочется отметить, что подобная работа возможна лишь при условии систематичности и тесного взаимодействия всех участников педагогического процесса, сопровождающих ребенка с особыми образовательными потребностями.