наталия гуцу
Особенности развития личности и эмоционально—волевой сферы у детей с церебральным параличом
▼ Скачать + Заказать документы
Семья, повстречавшаяся с диагнозом ДЦП, старается приобрести максимум информации, касаемо данного заболевания. Начинается изучение последних новинок из сферы медицины, фармакологии, поиски новых специалистов. Но в изучении вопроса, теряется один из значимых аспектов, решающий для последующего лечения. Если глянуть на болезнь глазами своего карапуза, то можно лучше понять её, естественно оказать лучшую помощь в лечение и реабилитации. Формирование личности больного ДЦП, подчиняется нескольким факторам:
* биологическим особенностям связанным с характером заболевания;
Публикация «Особенности развития личности и эмоционально—волевой сферы у детей с церебральным параличом» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
* социальным условиям — влияние на ребёнка семьи и педагогов в образовательных учреждениях. Хочется подчеркнуть что на развитие и формирование личности ребенка оказывает его непосредственное положение связанное с ограничением движений и речи, а так же отношение семьи к данному заболеванию, окружающая обстановка, атмосфера. Нужно помнить что личностные особенности детей, страдающих ДЦП это показатель тесного взаимодействия этих двух факторов. И именно родители, при большом стремлении, могут уменьшить фактор общественного влияния. Особенности личности ребенка с аномалиями в развитии, в том числе ДЦП, связана с условиями ее формирования, которые существенно разнятся от условий развития полноценного ребёнка. Большинство больных ДЦП характеризуется задержкой психического развития по типу так называемого психического инфантилизма—незрелостью эмоционально– волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга, связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребёнка может соответствовать возрастным нормам, а эмоциональная сфера остается несформированной. При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения : в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, то есть они эгоцентричны, не способны эффективно работать в коллективе, а также сопоставлять свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении главенствует элемент "детскости". Критерии незрелости эмоционально — волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Их проявление в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью и быстрой утомляемостью. Невзирая на эти особенности поведения, эмоционально — волевое нарушение может проявляться по-разному. Таким проявлением может быть повышенная возбудимость. Дети такого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них типичны резкие перепады настроения: они то чересчур веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся утомлёнными и мнительными. Другую категорию детей характеризует пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация, где предстоит выбор, ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Им свойственны различного рода страхи (высоты, темноты и т. д.). Эти особенности личности и поведения гораздо чаще встречаются у детей, больных ДЦП.
Но наблюдается ряд качеств, которые характерны для обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.
Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью. Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию.
Повышенная утомляемость — одна из отличительных особенностей, которая характерна практически для всех детей с ДЦП. В процессе учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов; проявляется агрессивное поведение — ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки.
Еще одна область, где родители сталкиваются с серьезными проблемами — это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Как уже отмечалось ранее, психический инфантилизм, свойственный большинству детей с ДЦП, накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу.
Факторы, оказывающие влияние на волю ребенка можно разделить на:
внешние, к которым относятся условия и характер заболевания, отношение окружающих к больному ребенку;
и внутренние, такие как отношение ребенка к самому себе и к собственной болезни.
Слабость воли у большинства детей, страдающих ДЦП, напрямую связана с особенностями воспитания. Очень часто в семье с больным ребенком можно наблюдать такую картину, где внимание близких сосредоточено исключительно на его болезни, родители проявляют беспокойство по каждому поводу, ограничивают самостоятельность ребенка, опасаясь, что он может пораниться или упасть, оказаться неловким. В такой ситуации сам ребенок неизбежно будет чрезмерно беспокоен и тревожен. Даже грудные малыши тонко чувствуют настроение близких и атмосферу окружающего их пространства, которые в полной мере передаются и им. Эта аксиома верна для всех детей - и больных, и здоровых. Что же говорить о детях, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, которых отличает повышенная впечатлительность и острота чувств?
Или еще одна картина: несчастная мать, которая, заботясь о ребенке, забывает о своей собственной жизни и становится заложницей болезни. Она выглядит уставшей и несчастной. Но любому ребенку нужна счастливая мать, способная отдавать любовь и тепло, а не свое здоровье и нервы. У больного малыша такая потребность в тысячу раз выше.
Все это приводит к тому, что ребенок растет безынициативным, неуверенным в своих силах и возможностях, робким. Он смиряется со своей болезнью и не стремится к самостоятельности. Он заранее рассчитывает на то, что окружающие все сделают вместо него. Со временем ребенок привыкает к такому положению вещей, находит его удобным. А отсюда и появляется ярко выраженный эгоцентризм, стремление манипулировать людьми.
Важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП подтверждает и тот факт, что встречающиеся среди них ребята с высоким уровнем волевого развития являются выходцами из благополучных в смысле психологического климата семей. В таких семьях родители не зациклены на болезни ребенка. Они стимулируют и поощряют его самостоятельность в пределах допустимого. Они стараются сформировать у ребенка адекватную самооценку. Их отношение можно выразить формулой: "Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже".
Не стоит упускать из виду и отношение к болезни самого ребенка. Очевидно, что на него существенным образом влияет обстановка в семье. Исследования показали, что осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7-8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения. На сложившуюся ситуацию дети могут реагировать по-разному:
одни замыкаются в себе, становятся чрезмерно робкими, ранимыми, стремятся к уединению;
другие наоборот становятся агрессивными, легко идут на конфликт.
На плечи родителей ложится нелёгкая задача по формированию у ребенка отношения к собственному физическому дефекту. Им потребуется очень много терпения и понимания в этот сложный период развития.
Ни в коем случае нельзя пренебрегать помощью специалистов. Так как переживания ребенка по поводу своей внешности реально преодолеть благодаря хорошо поставленной психологической работе с ним. В первую очередь особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы ребёнка с ДЦП зависит от отношения к нему родителей и близких, а затем от специфики заболевания.
Недуг малыша не является главной причиной всех неудач и сложностей в воспитании. Чтобы сделать из своего ребенка полноценную личность и просто счастливого человека в наших руках, т е в руках родителей достаточно возможностей, главное вовремя на все реагировать. Чтобы у ребенка сформировалась адекватная оценка к себе и к миру, родителям и близким, необходимо отказаться от излишней опеки по отношению к нему. От того, как воспринимает ребенка семья — как инвалида, не способного добиться в жизни успеха, либо как человека, пусть в чем-то не похожего на окружающих, но занимающего активную жизненную позицию - и будет зависеть сила волевых качеств ребенка. Для того, чтобы работа с ребенком оказалась плодотворной, он сам в первую очередь должен быть заинтересован в ней. Лучше сделать перерыв, предложив ему во что-нибудь поиграть, или же просто оставить одного ненадолго.