Светлана Бодунова
Особенности развития личности детей, воспитывающихся вне семьи.
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития личности детей детских домов имеют свою особую специфику. Об этом свидетельствуют психологические обследования и наблюдения. Объективной причиной отклонений в развитии личности ребёнка является тот факт, что ребёнок, имеющий родителей, но оставшийся без их попечения, уже приобрёл негативный опыт взаимодействия с микросоциумом и с широким социальным окружением. Такие дети не только были лишены сочувственного общения в семье, но и испытывали на себе жестокое отношение близких, пренебрежение к их потребностям. Если ребёнок отказывается от желания взрослого обнять его, посадить на колени, взять на руки, то это говорит о том, что его мало ласкали. В некоторых случаях замечено, что если взрослый протянет руку, чтобы погладить ребёнка по голове, то встречаются дети, которые втягивают голову в плечи или закрываются рукой, как будто прячутся от удара – в этом проявляется их прежний негативный опыт, «первичная травма».
Публикация «Особенности развития личности детей, воспитывающихся вне семьи,» размещена в разделах
Или наоборот, дети, которые не получили эмоционального внимания со стороны биологических родителей, как бы «добирают» недостающее звено в своей цепочке и, попав в детский дом, начинают прижиматься ко всем взрослым. Для того, чтобы нормально существовать, ребёнку требуется 4 объятия в день, для нормального же развития – 12.
Чаще всего это дети родителей, которые тоже были дезадаптированы в детском возрасте и не смогли достичь достаточного уровня социально- психологической адаптации во взрослой жизни. Они злоупотребляют алкоголем, находятся в местах лишения свободы.
Если у ребёнка положительных эмоций мало, волевая сфера не развивается, то это основная причина для формирования негативного поведения. Психотерапевты говорят, что смысл нашей жизни и цель всех наших действий заключается в погоне за положительными эмоциями. У детей из неблагополучных семей отмечаются отклонения в эмоциональной сфере. У них начинают возникать эмоциональные барьеры: страх, гнев, страдания, упрямство, ненормативная лексика. Страхи ребёнка связаны, в первую очередь, с резкой переменой социальной ситуации – боятся всего нового. Этим детям приходится несколько раз проходить период адаптации (из дома в больницу - дом ребёнка –детский дом – дом школу – приёмную семью – иногда детей возвращают в интернат и т. д.). Новую для ребёнка ситуацию всегда можно расценивать как стрессовое состояние. Какой бы ни была для ребёнка его жизнь в детском доме, она стала для него привычной. В повести «Чью душу желаете?» с психологической точностью описывается «поломка» эмоциональных механизмов у мальчика Платоши, когда он попадает из детского дома к своим теткам:
«… В детском доме, когда тетки взяли и стали смотреть на него, как две тыквы, Платоша закатил глаза и хотел обмочиться. Его даже затошнило от того, что его отрывают или хотят украсть и куда-нибудь завести. Он боялся, когда они обращались к нему, боялся своей головы, он воспринимал её огромной, боялся ласки и поглаживаний. У него болело за ушами. Когда напряжение доводило его до безумия, он кривил лицо, чтобы думали, что он вот-вот заплачет». Его эмоциональные реакции неадекватны, не соответствуют моменту.
Таким образом, нарушения в эмоциональной сфере проявляются в повышенной тревожности, напряжённости, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, ухода в себя, нарастании пассивности, депрессии и т. д.
Я не случайно обратилась в первую очередь к особенностям эмоциональной сферы детей. Если есть нарушения в этой области, то ребёнку будет очень трудно усваивать учебный материал. Если что-то сформировалось, то оно будет делиться, а зигота (напр., агрессия). Начинаются проблемы в поведении. Любым способом ребёнок начинает искать к себе внимания. Он будет добиваться даже телесного наказания, лишь бы вы его заметили – это если для него нет положительных стимулов быть во внимании (похвала, поощрение, поручение, одобрительная улыбка, объятия).
При изучении медицинских карт детей прослеживаются признаки неблагополучия биологической составляющей их здоровья. Практически все дети, поступающие на воспитание в детский дом, имеют диагнозы, указывающие на органическое поражение ЦНС – РЭП, асфиксия в родах, ММД. Наша психика очень тесно связана с физиологией. Во внутриутробном развитии сначала появляется эктодерма – студенистое вещество. Это самое важное. В этой пластине (она разворачивается, как альбомный лист) 1-ым начинает развиваться мозг, а ЦНС в конце, она формируется очень долго. И если мама подвергает ребёнка физической агрессии в утробе (алкоголь, наркотики, инфекции, биохимической агрессии (таблетки, медикаменты, то в эктодерме происходит сбой, что ведёт к нарушению внутриутробного развития плода.
На областных МППК у многих дошкольников детского дома выявляются ЗПР, ОНР. У детей диагностируется несформированность познавательных процессов, неустойчивое внимание, слабая память, выражено снижение вербально-логического мышления, особенно у детей среднего школьного возраста. Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляет внеситуативно-личностная беседа. Как правило, вопросы: «Кто вам больше нравится?», «Что вы любите?», «Какое у вас настроение?» вызывают смущение детей, и они не могут на них ответить.
Ещё одной из причин снижения интеллектуального развития воспитанников является педагогическая запущенность. Ребёнок родился здоровым, но мать стала злоупотреблять алкоголем, ребёнок предоставлен сам себе, детский сад не посещает, уроки прогуливает и т. д.
Учреждения, где воспитываются дети раннего возраста, как известно, несут в своей системе условия для развития госпитализма. Выявляются признаки задержки психомоторного развития. В ряде случаев отмечалось, что маленькие дети в возрасте до одного года даже отказываются переворачиваться и подолгу находятся в одной позе. С другой стороны, у ребёнка появляется огромное количество бесполезных и непродуктивных для развития двигательных форм, возникают так называемые тупиковые движения: ребёнок сосёт палец, губу, раскачивается, воспроизводит одно и тоже действие без видимого смысла. Иногда это интерпретируется, что ребёнок таким способом себя успокаивает (если его потребность не удовлетворена, то наш негатив уходит в подкорку, в подсознание, в чувства, он не смог вам противостоять и его тело ушло в защиту). А когда работает подкорка – головной мозг отключён, т. к. в подкорке возбуждение сильнее. А это значит, что если у ребёнка негативные чувства постоянно в возбуждении и тормозят работу коры, то снижаются умственные способности. (Пример, ребёнок читает стихотворение, знает его, но у него страх выступать перед аудиторией – он его не расскажет).
До 1, 6 г. ж. у ребёнка расставание, как потеря навсегда.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра, а дети с ЗПР любят чаще не играть, а манипулировать своей игрушкой, роли не принимают, в 6-7 лет не могут принять правила игры (волевая сфера не развита). Предпочитают простые подвижные игры.
Обращается внимание ещё на одну важную проблему – феномен «мы» в условиях детского дома. Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». От чужих они готовы извлекать свои выгоды (это больше в шк. среде).
Развиваются конкурентные отношения, негативные отношения детдомовских и домашних детей. Ребё нок не в состоянии соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем: индивидуального опыта они не помнят, будущее для них неопределённо.
В силу группового «мы» девочки заимствуют агрессивные формы поведения. Это форма выживания, утверждения себя среди таких же обездоленных.
У детей, живущих в условиях воспитания в интернате на полном гособеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам все должны», «дайте», отсутствует бережливость и ответственность.
Эти дети нуждаются в особом гуманистическом отношении и профессиональном сопровождении. Ребёнку нужен друг, специалист - тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни.