МААМ-картинки

Особенности развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста

Александра Калашникова
Особенности развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

Обучение и воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в соответствии с задачами дошкольного образования, отраженными в нормативно-правовых документах.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования неоднократно отмечается значимость поддержки детской инициативы, ставятся задачи, связанные с развитием инициативы и инициативности личности. Согласно современным подходам, для развития инициативности важно осуществлять создание условий для свободного выбора детьми разных видов деятельности, форм совместной деятельности, принятия решений в разных ситуациях, выражение своих чувств и мыслей.

Публикация «Особенности развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Понятие «инициативность», как показывает анализ, тесным образом связано с понятием «инициатива». Инициатива представляет собой начало процесса инициации или деятельности. Инициативность выступает как личностное качество, которое проявляется в стремлении личности к деятельности и самовыражению в деятельности.

На данный момент в психолого-педагогических исследованиях проблема инициативности рассматривается целым рядом авторов, И. С. Поповой, Т. С. Борисовой и др. [2, 4]. Они отмечают, что инициативность характеризуется рядом признаков, в частности, одним из таких признаков инициативности является : устойчивость, которая помогает противостоять негативным влияниям; активность, которая проявляется в мотивах и волевых усилиях; самостоятельность и продуктивность деятельности. Большинство исследователей склоняются к тому, что инициативность выступает, как интегративное качество личности, которое характеризуется мотивационной готовностью к выполнению той или иной деятельности. Для инициативной личности характерны активность, умение организовать деятельность (поставить цель, составить план действий, реализовать действия, достичь поставленного результата, осуществить контроль и оценку за результатом, самостоятельность, ответственность за свои действия.

В дошкольном возрасте, как отмечают исследователи, у детей развивается инициативность, и она достигает определенного уровня развития к старшему дошкольному возрасту, в частности, в игре (Н. Я. Михайленко, в труде (М. В. Крулехт, в познании (А. Н. Поддъяков, в обучении (Е. Е. Кравцова).

По мнению Г. Б. Мониной, в старшем дошкольном возрасте проявления инициативности являются достаточно дифференцированными и разнообразными. Инициативные дети старшего дошкольного возраста характеризуются в поведении произвольностью, самостоятельностью, развитой эмоционально-волевой сферой, активностью в разных видах деятельности, стремлением к самореализации, творческим подходом [1].

Е. В. Коротаева, А. В. Святцева выделяют критерии оценки детской инициативности. Критериями мотивационного компонента являются: интенсивность мотивации, потребность в деятельности, направленность и их осознание, устойчивость мотивации. Критериями когнитивного компонента выступают: наличие представлений у детей о выполняемой деятельности, способность последовательно описать свои действия. В качестве критериев поведенческой составляющей определены: осознанное отношение к делу, предварительная подготовка к выполнению деятельности, самостоятельность и творческая активность, готовность преодолевать трудности. Рефлексивная составляющая проявляется в умении формулировать цель деятельности, выходить за рамки изученного, принимать нестандартные решения, выполнять целостные действия, проявлять инициативу [3].

Опираясь на подход Е. В. Коротаевой, А. В. Святцевой в организованном нами исследовании мы проводили изучение инициативности у детей старшего дошкольного возраста с учетом данных критериев инициативности.

Экспериментальной базой исследования выступало: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 42 г. Усолье-Сибирское».

В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 50 человек, которые составили 2 группы – контрольную и экспериментальную (по 25 человек в каждой). В качестве методик диагностики выступали: экспериментальная ситуация (Е. В. Коротаева) – для оценки мотивационного и когнитивного компонентов инициативности, карта проявлений инициативности (А. М. Щетинина) – для оценки поведенческого компонента проявления инициативности и беседа – для оценки рефлексивного компонента.

В результате проведенной нами диагностики мы оценили уровень развития каждого компонента инициативности у детей старшего дошкольного возраста. Нами было установлено, что мотивационный и когнитивный компоненты инициативности у большинства детей старшего дошкольного сформированы преимущественно на среднем уровне, у 48% детей из обеих групп. Особенностями когнитивного и мотивационного компонентов являлось то, что у детей мы выявили недостаточную сформированность знаний об организации деятельности, в результате чего у них возникали затруднения в процессе самостоятельного выполнения деятельности, неустойчивость мотивации проявлялась в снижении интереса к выполнению задания и качестве выполнения задания у детей по мере завершения начатой деятельности.

Для оценки поведенческого компонента инициативности мы провели наблюдение на основе критериев А. М. Щетининой. Полученные результаты показали, что поведенческий компонент инициативности у старших дошкольников сформирован также преимущественно на среднем уровне: 44% детей в экспериментальной группе и 48% детей в контрольной группе. Характеристики среднего уровня, который является преобладающим, свидетельствуют о том, что проявления инициативности у детей являются неустойчивыми, дети часто проявляют инициативу в тех делах, в которых чувствуют себя более уверенно и с осторожностью берутся за незнакомые действия, избегают действий, требующих приложения волевых усилий. Мы полагаем, что недостаточное развитие у детей умения преодолевать затруднения в процессе деятельности свидетельствуют о том, что это может выступать препятствием к проявлению инициативности.

Рефлексивный компонент инициативности мы оценивали с помощью беседы. В процессе деятельности, по достижении ее результатов мы предлагали детям осуществить оценку, была ли достигнута цель деятельности, насколько она соответствует первоначальной, что являлось препятствием к достижению цели. По развитию рефлексивного компонента инициативности, как показали результаты, преобладающим также выступают показатели среднего уровня, который составил 52% в экспериментальной группе и 48% в контрольной. Старшие дошкольники со средним уровнем сформированности рефлексивного компонента инициативности чаще всего проявляли ситуативные стремления участвовать в какой-либо деятельности, ведущие роли у них сочетались с пассивной позицией в других делах, у них отмечалась неустойчивость в стремлении проявить себя в разных видах деятельности.

Обобщение результатов оценки всех компонентов инициативности у старших дошкольников показало, что наиболее выражено преобладание показателей среднего уровня развития инициативности.

Полученные результаты указывают на то, что в старшем дошкольном возрасте многие дети проявляют неустойчивую активность в разных видах деятельности, у них отмечается недостаточный объем знаний для выполнения некоторых видов деятельности, в результате чего они реже проявляют инициативу, потребность в самовыражении у них выражена недостаточно устойчиво. Большую роль в проявлении инициативности играет вид деятельности, выбранный детьми.

Литература

1. Mонина, Г. Б. Формирование инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников [Электронный ресурс] URL : https: //galinamonina.ru (дата обращения 28.11.2018).

2. Борисова, Т. С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи [Текст] / Т. С. Борисова// Вестник ТГПУ. 2011. Выпуск 1 (103).- С. 131-136.

3. Коротаева, Е. В. Развитие инициативности детей дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Коротаева, А. В. Святцева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-initsiativnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta ( дата обращения: 31.03.2017).

Публикации по теме:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 февраля 2023 в 13:04
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Александра Калашникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД