Александра Калашникова
Особенности развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Обучение и воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в соответствии с задачами дошкольного образования, отраженными в нормативно-правовых документах.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования неоднократно отмечается значимость поддержки детской инициативы, ставятся задачи, связанные с развитием инициативы и инициативности личности. Согласно современным подходам, для развития инициативности важно осуществлять создание условий для свободного выбора детьми разных видов деятельности, форм совместной деятельности, принятия решений в разных ситуациях, выражение своих чувств и мыслей.
Публикация «Особенности развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Понятие «инициативность», как показывает анализ, тесным образом связано с понятием «инициатива». Инициатива представляет собой начало процесса инициации или деятельности. Инициативность выступает как личностное качество, которое проявляется в стремлении личности к деятельности и самовыражению в деятельности.
На данный момент в психолого-педагогических исследованиях проблема инициативности рассматривается целым рядом авторов, И. С. Поповой, Т. С. Борисовой и др. [2, 4]. Они отмечают, что инициативность характеризуется рядом признаков, в частности, одним из таких признаков инициативности является : устойчивость, которая помогает противостоять негативным влияниям; активность, которая проявляется в мотивах и волевых усилиях; самостоятельность и продуктивность деятельности. Большинство исследователей склоняются к тому, что инициативность выступает, как интегративное качество личности, которое характеризуется мотивационной готовностью к выполнению той или иной деятельности. Для инициативной личности характерны активность, умение организовать деятельность (поставить цель, составить план действий, реализовать действия, достичь поставленного результата, осуществить контроль и оценку за результатом, самостоятельность, ответственность за свои действия.
В дошкольном возрасте, как отмечают исследователи, у детей развивается инициативность, и она достигает определенного уровня развития к старшему дошкольному возрасту, в частности, в игре (Н. Я. Михайленко, в труде (М. В. Крулехт, в познании (А. Н. Поддъяков, в обучении (Е. Е. Кравцова).
По мнению Г. Б. Мониной, в старшем дошкольном возрасте проявления инициативности являются достаточно дифференцированными и разнообразными. Инициативные дети старшего дошкольного возраста характеризуются в поведении произвольностью, самостоятельностью, развитой эмоционально-волевой сферой, активностью в разных видах деятельности, стремлением к самореализации, творческим подходом [1].
Е. В. Коротаева, А. В. Святцева выделяют критерии оценки детской инициативности. Критериями мотивационного компонента являются: интенсивность мотивации, потребность в деятельности, направленность и их осознание, устойчивость мотивации. Критериями когнитивного компонента выступают: наличие представлений у детей о выполняемой деятельности, способность последовательно описать свои действия. В качестве критериев поведенческой составляющей определены: осознанное отношение к делу, предварительная подготовка к выполнению деятельности, самостоятельность и творческая активность, готовность преодолевать трудности. Рефлексивная составляющая проявляется в умении формулировать цель деятельности, выходить за рамки изученного, принимать нестандартные решения, выполнять целостные действия, проявлять инициативу [3].
Опираясь на подход Е. В. Коротаевой, А. В. Святцевой в организованном нами исследовании мы проводили изучение инициативности у детей старшего дошкольного возраста с учетом данных критериев инициативности.
Экспериментальной базой исследования выступало: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 42 г. Усолье-Сибирское».
В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 50 человек, которые составили 2 группы – контрольную и экспериментальную (по 25 человек в каждой). В качестве методик диагностики выступали: экспериментальная ситуация (Е. В. Коротаева) – для оценки мотивационного и когнитивного компонентов инициативности, карта проявлений инициативности (А. М. Щетинина) – для оценки поведенческого компонента проявления инициативности и беседа – для оценки рефлексивного компонента.
В результате проведенной нами диагностики мы оценили уровень развития каждого компонента инициативности у детей старшего дошкольного возраста. Нами было установлено, что мотивационный и когнитивный компоненты инициативности у большинства детей старшего дошкольного сформированы преимущественно на среднем уровне, у 48% детей из обеих групп. Особенностями когнитивного и мотивационного компонентов являлось то, что у детей мы выявили недостаточную сформированность знаний об организации деятельности, в результате чего у них возникали затруднения в процессе самостоятельного выполнения деятельности, неустойчивость мотивации проявлялась в снижении интереса к выполнению задания и качестве выполнения задания у детей по мере завершения начатой деятельности.
Для оценки поведенческого компонента инициативности мы провели наблюдение на основе критериев А. М. Щетининой. Полученные результаты показали, что поведенческий компонент инициативности у старших дошкольников сформирован также преимущественно на среднем уровне: 44% детей в экспериментальной группе и 48% детей в контрольной группе. Характеристики среднего уровня, который является преобладающим, свидетельствуют о том, что проявления инициативности у детей являются неустойчивыми, дети часто проявляют инициативу в тех делах, в которых чувствуют себя более уверенно и с осторожностью берутся за незнакомые действия, избегают действий, требующих приложения волевых усилий. Мы полагаем, что недостаточное развитие у детей умения преодолевать затруднения в процессе деятельности свидетельствуют о том, что это может выступать препятствием к проявлению инициативности.
Рефлексивный компонент инициативности мы оценивали с помощью беседы. В процессе деятельности, по достижении ее результатов мы предлагали детям осуществить оценку, была ли достигнута цель деятельности, насколько она соответствует первоначальной, что являлось препятствием к достижению цели. По развитию рефлексивного компонента инициативности, как показали результаты, преобладающим также выступают показатели среднего уровня, который составил 52% в экспериментальной группе и 48% в контрольной. Старшие дошкольники со средним уровнем сформированности рефлексивного компонента инициативности чаще всего проявляли ситуативные стремления участвовать в какой-либо деятельности, ведущие роли у них сочетались с пассивной позицией в других делах, у них отмечалась неустойчивость в стремлении проявить себя в разных видах деятельности.
Обобщение результатов оценки всех компонентов инициативности у старших дошкольников показало, что наиболее выражено преобладание показателей среднего уровня развития инициативности.
Полученные результаты указывают на то, что в старшем дошкольном возрасте многие дети проявляют неустойчивую активность в разных видах деятельности, у них отмечается недостаточный объем знаний для выполнения некоторых видов деятельности, в результате чего они реже проявляют инициативу, потребность в самовыражении у них выражена недостаточно устойчиво. Большую роль в проявлении инициативности играет вид деятельности, выбранный детьми.
Литература
1. Mонина, Г. Б. Формирование инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников [Электронный ресурс] URL : https: //galinamonina.ru (дата обращения 28.11.2018).
2. Борисова, Т. С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи [Текст] / Т. С. Борисова// Вестник ТГПУ. 2011. Выпуск 1 (103).- С. 131-136.
3. Коротаева, Е. В. Развитие инициативности детей дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Коротаева, А. В. Святцева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-initsiativnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta ( дата обращения: 31.03.2017).